"Если хотите понять и почувствовать Москву, погуляйте по Старому Донскому кладбищу. В Париже проведите полдня на Пер Ла шез. В Лондоне съездите на Хайгейтское. Даже в Нью Йорке есть территория остановившегося времени - бруклинский Грин Вуд. Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос, который шепнет вам: "Рождение и смерть - это не стены, а двери".
Так писал Борис Акунин в книге " Кладбищенские Истории" о Старом Донское кладбище. Писатель советует посетить его тем, кого интересует древняя Москва. Любители дореволюционной столицы России и сейчас ходят в это место на прогулки, часто заказывают экскурсии.
На Старом Донском хоронили богатых горожан, когда еще не было большевиков-коммунистов, когда город еще не начали заполнять красные флаги, а вместо них были черно-желто-белые, которые прославляли Российскую империю. Впрочем, хоронили здесь и позже, но основа некрополя сформировалась именно до Первой мировой войны, до революции и еще во времена "старого порядка".
Донское кладбище площадью 13 гектаров с одноименным монастырем обосновалось в 10 минутах ходьбы от станции метро Шаболовская. Оно существует здесь с 1591 года. Со второй половины 17 века Старое Донское становится местом захоронения аристократии, местной знати. Свой последний приют здесь хотел найти каждый, у кого при жизни были деньги, но ничем большим не прославился. Зато известных писателей, общественных деятелей, героев войны и ученых стали хоронить на Новом Донском. Два кладбища разделяют два разных входа. Здесь находится могила писателя Александра Солженицына, актрисы Фаины Раневской. К северу от Большого собора - могила Жуковского, отца русской авиации.
У Восточной стены - настоящие горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, которые в свое время сохранили от разрушения. Во времена Второй мировой войны на средства верующих здесь построили большую танковую колонну из 40 единиц техники. Машины окрашены в белый цвет.Однако Акунин советует избегать Нового Донского, и вместо этого идти на Старый. Здесь, на мемориальных камнях, есть надписи, которые вряд ли можно увидеть в других местах - " Статский советник ", " поручик ", " Столбовой дворянин ". В частности, здесь находится могила Дарьи Салтыковой, русской помещицы - садистки по прозвищу " Салтычиха ". Эта жестокая женщина обрела горестную славу за то, что после смерти своего мужа замучила более 130 людей. Собственную прислугу, девушек-невест и простых крестьян она пытала до смерти. Приговор помещице выносила сама Екатерина II. Смертнуя казнь Салтыковой заменили многолетним заключением в монастырской тюрьме.
"Они и в самом деле все умерли - говевшие, делавшие визиты, читавшие " Московские губернские ведомости" и ругавшие коварного Дизраэли, - пишет Акунин. - Но на Старом Донском кладбище меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то то рядом, к ним можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как поддеть тайну за краешек. Он, этот краешек, совсем близко: кажется, еще чуть-чуть - и ухватишь. Близок локоть. И я сочиняю романы про XIX век, стараясь вложить в них самое главное - ощущение тайны и ускользание времени. Я заселяю свою выдуманную Россию персонажами, имена и фамилии которых по большей части заимствованы с донских надгробий".
Комментарии