Писательница Оксана Забужко считает, что подготовка 10-летней программы укоренение и укрепление государственного статуса украинского языка - это стратегический ход президента.
"Я и раньше была за долговременную программу развития государственного языка. Поэтому Порошенко правильно делает, что вместо года украинского языка провозглашает десятилетие. Нам нужно преодолевать постколониальный синдром. О защите украинского языка нам нужно говорить, как о части правозащиты. Например, много лет женщину называли "второй статью". Демографы говорят, что женщин в мире объективно больше, чем мужчин. Однако женщина находится в доминантном положении - "женщина, знай свое место". Чтобы мы могли теперь говорить об этом, нужны были три десятилетия работы феминисток.
Так же с украиноязычными в Украине. Они нуждаются в защите своих прав, как дискриминированная категория. Мы дискриминованы. Нам надо защищать права украиноязычных граждан. Колониализм - это когда вы культуру колонизатора знаете лучше, чем свою. Это элементарно и описано во всех учебниках по postcolonial studies. Нам остается просто это осознать: мы все, без различия возраста и уровня образования, до сих пор знаем русскую культуру лучше, чем свою. Это диагноз. Мы просто не замечаем этого второстепенного положения", - считает писательница.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Забужко поддержала идею Года утверждения государственного языка
Украинский язык нуждается сейчас в новом законе.
"Главное для нас сейчас - две вещи. Во-первых, законодательное упорядочение - новый закон о языке. Без него мы голые и босые. Во-вторых, структурировать образование. Этим нужно заниматься в первую очередь для укрепления позиций языка", - говорит Забужко.
По мнению Оксаны Забужко, для развития украинского языка наиболее благоприятными были 1990-ые. Тогда наше информационное поле еще не контролировала Россия. У нас был свой контент: новости. 2000 разделил все на "до" и "после". Тогда Путин пришел к власти. Началась информационная война, ментальное захват украинского пространства до 2014 года. Тогда уже начался откат, начались языковые квоты, но все равно это меньше, чем было в 1990-е.
Комментарии