Столичный рынок в Киеве считается самым большим оптовым рынком свежих продуктов в Украине. Размещается на территории в 37 га, а работают на нем более 3 тыс. человек.
На рынке около 25 тыс наименований продукции. Торгуют здесь как отечественными, так и зарубежными товарами. А ежегодно на "Столичке" скупаются около 1,5 млн человек.
На этом рынке закупаются продуктами сети ресторанов, столовые и т.п.
Как живет базар на третьем году полномасштабной войны и что там говорят о рейдах ТЦК, блокаде границы поляками и торговле, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.
МНОГО НЕПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ
- Девушка, что вам подсказать? - молодой продавец отвлекается от бумаг и живо идет навстречу, закатывая до локтей рукава теплого бомбера. - Заходите, выбирайте!
В оптовом павильоне "Столички" мало людей. Большинство - работники рынка.
- В Киеве льет дождь, поэтому день будет не прибыльным, - продолжает мужчина. Называется Александром. Родом из Лозовой в Харьковской области он переехал в столицу год назад. Устроился на рынок.

- Зарплата небольшая, 30 тысяч. Приходим в пять утра и до вечера, - говорит неохотно об условиях работы.
Предлагает согреться и выпить кофе в киоске напротив. Обходим прилавки с розничными товарами. Их местные продавцы берут здесь же - у оптовиков. Делают наценку и сбывают людям, не желающим покупать ящиками. Картофель в сетках продают по 40-45 грн за килограмм, лук - по 25 грн.
Глаза разбегаются от обилия фруктов и овощей. На полу и прилавках стоят ящики сочных апельсинов, клубники, авокадо. Только завезли молодую капусту. Ее опрыскивают водой, чтобы выглядела свежее.
В железный потолок павильона ритмично бьет дождь. На пол у выхода капотит струйка воды с дырявой крыши.





Перед входом в киоск за столом сидит женщина с аккуратной стрижкой под каре. Что-то неустанно объясняет в трубку.
- Ты замужем, - спрашивает с порога продавец Вугар, с виду 60 лет. - И не надо! Теперь толковых парней нет.
В магазине всего несколько узких проходов. Место вокруг занимает товар - только что доставленные мандарины в бумажных красных обертках и египетский апельсин. Харьковчанин быстро приносит стул. Продавцы не прочь болтать за работой, встречают приветливо.
Вугар с помощником машинально перебирают мандарины. Испорченные выбрасывают в старое пластиковое ведро под ногами.

Мужчина родом из Азербайджана. На родине работал агрономом.
- А потом меня депортировали, - смеется и показывает украинский биометрический паспорт. - Люблю фрукты, нравится разговаривать с ними. Здесь всего шесть месяцев. До этого 17 лет работал на Троещине. Там много несправедливости и невоспитанные люди. Здесь совсем другая атмосфера - приходят хорошие покупатели, семьи в выходные.
ДРУЗЬЯ ПОЛЯКИ И ИСПОРЧЕННЫЙ ТОВАР
В павильоне все киоски - арендованные. Цену за место Вугар не называет. Продукты завозят преимущественно из-за границы - Египта, Турции, Чили, Испании, Нидерландов.
Раньше многие продукты транспортировали по морю. С началом полномасштабного вторжения их везут через Европу. Однако после блокады поляками границы с Украиной с поставками начались проблемы.

- Почему портятся мандарины? Ибо ваши друзья, поляки, перекрыли дорогу. Температуру никто не держит. Когда она меняется - фрукт начинает быстро портиться. Один подгнивший может испортить спелые, - Вугар берет позеленевший мандарин и бросает в ведро с такими же плесневыми фруктами.
- Пока дефицита товаров нет. Но скоро из-за этой блокады - будет, - говорит помощник Вугара в оранжевой кофте.
- Вы считаете, что поляки ваши друзья? - спрашивает меня Вугар с нескрываемым раздражением. - Они в советское время были предателями, а сейчас братья? Разве братья будут высыпать зерно на землю? Нормальные соседи так не поступят, когда в Украине война. Это все проявление неуважения, чтобы унизить нас.

Мужчина общается с водителями грузовиков, стоявших на границе. Те жаловались, что поляки их прогоняли и даже воды не давали.
- Если кто-то от голода будет умирать, то помощи не будет, - рассказывает Вугар. - Надо было все мирно решать, а не блокировать. Конечно, здесь Россия тоже свою роль играет. Но с другой стороны я еще вот, что скажу: в прошлом году украинская голубика продавалась в России. Через Европу ее вывозили в Казахстан. Там разгружали машину и затем доставляли в РФ. Так это как? Почему поляки тогда ничего не блокировали?
Нам на второй месяц войны подняли аренду с 16 до 22 тысяч
Фрукты приходится перебирать каждый день. За один раз могут выбросить 200-300 кг мандарин, хотя раньше портилось не более 10 кг. Поэтому владельцы имеют безумные убытки, - говорит продавец.
- Цены скачут, - добавляет Александр, слушая наш разговор. - В Киеве еще не очень заметно это, а вот в селах, где в розницу продают - космос.
- В стране война идет, а в некоторых розничных точках поднимают цены на аренду, - отвечает Вугар. - Когда Россия напала, наш павильон на Троещине отдал товара на более 500 тысяч гривен. Были склады и на три миллиона, все раздали военным на передовую. И за это нам во второй месяц войны подняли аренду с 16 до 22 тысяч.

- Повсюду поднимаются цены, - возражает ему харьковчанин.
- Да нет! В стране война идет, бомбардировки, а они повышают. Мы и так понесли ущерб, а все наживаются! - резко отвечает Вугар.
Кроме проблем с поставками, рынок страдает и из-за малого количества клиентов. Причина проста, уверяют продавцы: "Украинцы уезжают за границу". Даже в карантин людей на рынок приходило гораздо больше.

- Боятся некоторые из-за мобилизации из дома выходить, - говорит Угар. - Кому нужна эта война? Она в этом году закончится. Как бывший экстрасенс говорю. 1 декабря ждем вас здесь с шампанским.
На Столичном рынке скупаются рестораторы и крупные бизнесы. Товар здесь выгодно брать оптом. За килограмм мандаринов продавцы просят от 40 до 60 грн. В ящик влезает до 8 кг фруктов.
- Из Херсона фрукты и овощи уже не едут, - говорит Александр. - Сейчас сезонку доставляют из Закарпатья, Одессы, Николаева, Ровно. Каждая область отличается своим товаром. Раньше с Херсоном никто не мог стоять рядом. Сейчас все по-другому. Лучшие огурцы из Ровно везут.

- А из Полтавы? Да и харьковский огурец красив тоже, - возражает Вугар.
- Не так чтобы там красивые... В Одессе вот помидоры хорошие. Но все зависит от цены, а денег нет в стране. Да и работы нет - заводы позакрывались. Для молодежи у нас вообще ничего толкового. Сколько в офисе будешь получать - 25 тысяч и все? Куда сейчас молодым идти, Вугар? - риторически обращается к коллеге Александр. - За границу все уезжают, потому что зарплаты у нас маленькие. У меня кент в Харькове кончил вышку, юрист. Не может нигде устроиться!
ТАКИХ ЦЕН НЕТ
Продавцы греются парящим в термосах чаем. Собираются вместе и разговаривают, пока нет людей. Время от времени вытирают пол от капающей с потолка воды. К выходу спешит женщина в серой неприметной одежде. На волосах едва заметна седина, а под глазами словно запечатлелись морщинки.
- Для себя пришла купить продукты и для подруги. Ее сын погиб под Бахмутом, а она - в инвалидном кресле. Нет никого, кто может помочь, - говорит по-русски Людмила и одевает на плечи рюкзак. - Я сюда давно езжу. Скупаюсь раз в месяц - на 1,5-2 тысячи. Выгодно брать яблоки, но в соседнем павильоне. А вот это - самый гадкий отдел, который только может быть… Стоят люди, которые перепродают и имеют от этого заработок (намекает на то, что продавцы в павильоне берут все по дешевке у оптовиков и потом накручивают цены на товар. - Gazeta.ua).

Во втором павильоне можно покупать оптом и в розницу. Там торговцы платят за место, продают собственные товары, в основном сезонные фрукты и овощи.
Ребята под обстрелами привозили сюда. Вот у таких надо брать
- Когда покупала виноград из Изюма черный - делала вино из него. Ребята под обстрелами привозили сюда. Вот у таких нужно брать. Мясо здесь хорошее, потому что конкуренция высокая. Никогда не бывает неприятного запаха. Язык телячий брала по 60 гривен, - продолжает Людмила. - Я пенсионерка, поэтому не могу позволить себе дорогое. В рыбном беру всегда хвосты на бульон. Их продают подешевле. В киоске неподалеку есть сахар по 25 гривен - в магазинах таких цен нет.
Дорого на "Столичке" стоит хлеб. За буханку как-то попросили 100 грн, вспоминает покупательница.
- Сюда не выгодно приезжать за чем-то одним. Надо делать большие закупки, потому лучше брать машину. Вот в сезон беру ящиками сливы на консервацию, ягоды. Нравится, что продавцы не цепляются и не навязывают покупку. Я знаю, где здесь продукты на мой карман.

Розничный павильон сегодня не пользуется популярностью. Нет сезонных дешевых товаров, а вдобавок непогода, отпугивающая клиентов.
До последнего ждет покупателей Мария - торгует овощами, фруктами, соленьями. Помидоры из Днепра отдает по 200 грн за килограмм, коктейльные - 300 грн. Морковь стоит 25 грн за килограмм, а украинский колючий огурец - 200 грн.

- Это моя точка, платим за место каждый день. Этим мама больше заведует, так не знаю, сколько сейчас стоит аренда. Цены на продукты дорогие, но зарабатываем очень мало. За день 3-5 тысяч выручки, - объясняет Мария. - На выходных чуть больше, но люди покупают самое необходимое. Придет сезон, может стабилизируется ситуация.
ДАЖЕ СОБАКИ НЕ ЕДЯТ
- Берите рыбку свежую - мы ее почистим. Сколько взвесить? - спрашивает и наклоняется над прилавком со льдом продавщица с румянцем на щеках. На ее черный передник налипла чешуя.
Цены в рыбном павильоне ниже, чем в супермаркете. Товары здесь украинские и импортные. Дорадо стоит 350 грн, скумбрия - 150 грн. За красную рыбу просят от 750 до 900 грн. В аквариумах лежат горы устриц, плавают щуки и раки с длинными клешнями.

Что необычно для рынков - в павильоне тихо. Слышны эхо шагов и звуки того, как соскребают лед с рыбы. Гудят холодильники. Единичные покупатели выходят с большими сумками.
- К нам прошлой зимой больше людей приходило. Когда блекаут был и магазины не работали, все ехали на "Столичку". Здесь стояли большие генераторы, но не работали терминалы, - рассказывает продавец Денис. С коллегами стоит у прилавка, опершись на колонну со счетчиком. - Чем дальше - тем будет хуже, потому что война. Раньше было много клиентов из ресторанов. Но большинство заведений закрылись, особенно в центре города. Ибо генератор в маленьком помещении не поставишь. А все же от электричества - духовки, холодильники, плиты.

Денис на рынке год и три месяца. До этого работал поваром в одном из столичных ресторанов. Когда начали выключать свет и приходило все меньше гостей, уволился с работы.
Из-за ситуации с поляками рыба приезжает худшего качества, чем раньше. Товар долго стоит на границе и портится. Соответственно, в магазинах его могут сохранять меньший срок. Это влияет на конечную стоимость.
Если война будет продолжаться, то на следующий год будет еще труднее
- Если раньше рыбу мы могли хранить неделю, то сейчас только три-четыре дня. Приходится брать меньше товара у поставщиков, - ведет Денис дальше. - Если товар портится - выбрасываем, потому что его даже собаки не едят. Для меня загадка, почему польское правительство ничего не делает с этим? Если война будет продолжаться, то на следующий год будет еще труднее... Раньше покупатели приходили на акции, потому что много товара оставалось. Сейчас такого уже нет.
В прошлом месяце сюда наведывались работники ТЦК, признается Денис. На рынок не заходили, но останавливали людей на въезде.

- Машины разворачивались и убегали так, что капец! Но все равно со временем едут сюда снова, потому что есть хочется, - говорит. - Как-то обстрел еще был. Взрывы слышались хорошо. А покупатели все равно приходят.
Продавцы уже начали прятать продукты в холодильник и омывать поверхности.

- Долго ли будет продолжаться война, по вашему мнению? - спрашиваю напоследок.
Денис складывает руки на груди и опускает голову.
- Война закончится, когда развалится Россия или там изменится режим. Я не хочу переговоров, потому что сколько ребят уже полегло наших. У меня мама в Житомирской области, там в селе нет почти мужчин.

- Я сам из села на Хмельнитчине, там остались одни пенсионеры за 70 лет. Такие, как я, - медленно поворачивает голову другой продавец Иван. Тяжело вздыхает в свои густые усы. - Село небольшое у нас, но много погибших. Так же в соседнем селе. Вот недавно привезли парня, у которого осталась жена и двое детей.
Дождь усиливается. Следуя к выходу через павильон с фруктами - пытаюсь поймать взгляд Вугара, чтобы попрощаться. Но продавца уже нигде не видать. Рабочий день на "Столичке" закончился.
Комментарии