В селе Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области лучше всего в Украине сохранились гуцульские традиции. С особым размахом здесь празднуют Рождество, а главным его атрибутом является колядка, которую исполняют по окончании праздничной литургии почти все жители села.
Затем часть из них разделяются на девять групп и с трембитами, скрипками и другими музыкальными инструментами идут петь о рождении Иисуса Христа местным жителям и в девять поселков Криворивни. Колядование продолжается до самого Крещения, 19 января. Послушать эти гуцульские колядки и понаблюдать за театральным действом во время их исполнения съезжаются туристы со всей Украины.
Криворивня известна и тем, что здесь снимал фильм "Тени забытых предков" Сергей Параджанов. Также в селе много времени проводили Иван Франко, Михаил Грушевский, Гнат Хоткевич, Владимир Гнатюк, Андрей Шептицкий.
Корреспондент Gazeta.ua 7 января побывала в знаменитой деревне и провела время с колядниками.
ПАРТИИ И СЛОБОДКИ
В Криворивне нет железной дороги. Так что добраться сюда можно собственным транспортом или автобусом. Ходят из Коломыи и Ворохты. Первые по пути проезжают Буковецкий перевал высотой в 810 м. Вторые направляются через Кривопольский, высотой в 1013 м.
В 10:00 возле своего дома в Заречье через реку от церкви, на коляду собирается 60-летний Николай Мойсейчук. Одевает на кептар сардак – верхняя зимняя одежда, украшенная традиционной вышивкой из бисера и паеток, а также кистями из разноцветных шерстяных нитей. На голове – рогатая шапка с перьями павлина. В руках декоративная бартка – деревянная палка с железным топориком сверху.
Мужчина на пенсии. Работал учителем физики и военной подготовки. Сейчас дома принимает туристов.
– Возле церкви колядую каждый год. Раньше, когда был молодым, колядовал и в поселках Заречье, Поток и Запогар со своей партией (группой колядников, живущих в слободе. – Gazeta.ua). 10 лет колядовал. Не миновал ни одного дома – жилого или не жилого, – говорит. – Везде принимали хорошо. Нет такого, чтобы не пускали или сердились, когда приходили колядовать.
Самое веселое время было, когда жила моя бабушка Анна
Мужчину перебивает сосед, который от порога откидывает выпавший вечером накануне снег.
– Христос родился!, – кричит через двор.
– Славить Христа, – снимает рогатую шапку Николай Васильевич и кланяется соседу. – Самое веселое время было, когда жила моя бабушка Анна. Была дочерью Прасковьи Харук, в доме которой Параджанов снимал "Тени забытых предков". Садились у бабы в доме и пели старинные колядки, которые уже не все сохранились. Хотя много знаю гуцульських, но моя любимая – "Бог предвечный".
К Николаю Васильевичу подбегает его золотистый ретривер Сэм. Ластится к хозяину, машет хвостом.
– Колядники, которые ходят партиями в своем поселке, собирают деньги на церковь. Бывало, собирали много. Однажды за коляду купили паласы (ковры, – Gazeta.ua), чтобы укрыть пол. Чтобы люди, которые ходят на службу не мерзли, – продолжает Мосейчук. – Церковь у нас не отапливается. Очень старинная – 360 лет не прекращается богослужение. Есть камины УФО, но поставить какое-то паровое отопление нельзя. В церкви есть старинные росписи, иконы. Не хотим их испортить, – мужчина кланяется и идет на службу.
ГЛАВНОЕ НЕ УПИВАТЬСЯ
Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена на холме через дорогу от реки Черный Черемош. Неподалеку от нее припаркованы десятки автомобилей и несколько туристических автобусов. Оттуда выходят люди в вышитых рубашках под куртками. Поднимаются по лестнице в церковный двор. Часть слушают литургию, другие – фотографируются.
Около 12:00 в храм сходятся колядники со всех поселков. В общей сложности девять партий по 12 человек и с музыкантами-скрипачами. Итого – 120 человек. С собой несут трембиты и рога.
– Рождество – самый важный праздник не только у гуцулов, но и у украинцев. Мы еще не воскресли, но уже родились. Он ближе и понятнее нам по духу, – говорит настоятель церкви, отец 56-летний Иван Рыбарук. Со священником говорим недалеко от его дома за воротами храма. В честь праздника отец надел одну из лучших риз – золотую с синим и зеленым орнаментом в виде крестов. – С христианской точки зрения празднование – это встреча новорожденного ребенка. Должны к этому готовиться, как к рождению собственного или ребенка у близких, друзей. Нужно прийти к нему "чистыми", счастливыми, спокойными, чтобы почувствовать реальное прикосновение к младенцу. А все остальное – указано в церковных предписаниях. Относительно алкоголя – главное не упиваться. Ибо "не упивайтесь вином, в котором разврат, а наполненный святым духом", – к священнику все время подходят люди, здороваются. Он их обнимает, целует, улыбается.
День начинает увеличиваться после 24 декабря, значит, и Рождество нужно праздновать тогда же
– В Криворивне традиции сохранены яркие, потому что людям они не безразличны, – продолжает отец. – Я тоже работаю над этим. Бывало, мне приходилось общаться с прихожанами, убеждать поддерживать традицию. Если раньше колядовали преимущественно пожилые люди, то сейчас к этому приобщилась молодежь.
Пришло время, чтобы украинцы праздновали Рождество со всем миром – 25 декабря, убежден Иван Рыбарук.
– День начинает увеличичвать после 24 декабря, значит, и Рождество нужно праздновать тогда же. До прихода советов украинцы, по крайней мере те, кто жил до Збруча – отмечали рождение Бога вместе с европейцами. А то, что есть сейчас – постсоветская традиция. Надо от нее избавляться, – добавляет Рыбарук.
ХОРОШИЕ ГУЦУЛЫ
Местный 15-летний Владимир Кобыльчак впервые собрался колядовать. Молодой человек учится в выпускном классе местной школы.
– Буду колядовать с сегодняшнего дня и до Иордана. Сам захотел. Это раньше бывало, что из каждого дома должны идти колядовать. А теперь – по желанию. Мне сильно нравится это действо – посмотрите, сколько людей собралось. Не только колядников, но и гостей. Первый год такое вижу, – показывает вокруг себя.
Парень в гуцульском костюме и с красными от мороза щеками стоит возле церкви. Укрывается от солнца, которое ярко заливает двор храма. Уже устал фотографироваться с туристами, признается.
– Больше всего мне нравятся старинные колядки, их у нас много. И у каждой партии, у каждого поселка есть свои любимые. Они отличаются друг от друга и совсем не похожи на украинские. Я из Заричанской партии. Это тот поселок, за рекой. Большой. А это из Гашпаровки, – указывает на другую группу колядников. – До того колядовал только с ребятами. Начинали на Сочельник, ходили по двое-трое. Могли наколядовать по 3-4 тысячи, но делили между компанией. Всюду нас принимали, просили колядовать, приглашали к столу, угощали. Гуцулы хорошие люди, всегда вас примут! – добавляет колядник.
В 13.00 Иван Рыбарук с зятем, отцом Борисом, заканчивают Рождественскую службу и выходят из церкви на улицу. Священники служат акафист и миропомазывают людей. Очередь из желающих растягивается на более чем 20 м, а таинство длится почти час – помазываются все пришедшие на службу – более 1 тыс. человек.
Слушайте украинскую музыку и смотрите украинские фильмы
Отец Иван начинает проповедь. Поздравляет с праздником и благодарит тех, кто присоединился к его организации.
– Слушайте колядки, слушайте украинскую музыку и смотрите украинские фильмы. Дети, прошу вас, удалите с мобильных московскую музику. Нет сил терпеть!, – говорит в проповеди. Вспоминает и благодарит военных, защищающих Украину от врага. Приглашает колядовать детский хор из Славянска и Киева. Дети из этих городов проводят зимние каникулы в Криворивне.
Начинают трубить семь трембит. К ним присоединяются рога. Сурмят трижды, в знак рождения Иисуса Христа. Раньше гуцулы так поступали, когда у них появлялись дети – извещали об этом всю деревню.
Начинают играть девять скрипачей, а 110 колядников берут в руки бартки и колокольчики и начинают петь:
"В неділю рано сонце сходило,
Сади вишневі розвеселило,
Сади вишневі цвітом біленьким,
Ой народивси Христос маленький.
Ой чесні люди, чесна родина
Христос родивси, весела днина!
Христос родивси, будем вставати,
Ісусу Христу славу давати!"
Колядку поют почти 12 мин. После этого еще три раза трубят в трембиты и рога, кланяются и с колядками обходят церковь. Люди идут следом, а потом еще долго фотографируются.
– Я из Швеции, – говорит 29-летний Питер. Мужчина приехал на новый год в отпуск во Львов. У него там друзья. Высокий, черноволосый с идеально-белой улыбкой. Говорит по-английски. Пытается повторить некоторые украинские слова – "коляда", "Різдво", "присілок", "Устя". Но плохо удается. – Предложили мне показать такое, чего я нигде больше не увижу. И правда, меня поразила не только природа, но сама традиция петь рождественские песни. У нас такого нет, и, кажется, не было. А эти костюмы! Прекрасные. Думал, певцы мерзнут на таком морозе, но дали примерить. Я поражен – легкая ткань, шерсть овечья, а такая теплая. Жаль только, не понимал, о чем пели. Пообещали мне потом перевести.
Питер живет с друзьями в приселке Устя, недалеко от Верховины. Условия более чем комфортные. Удивительная, но вкусная еда и весьма приятные цены, говорит.
– Завтра группа из нашего района придет к нам колядовать. Надо будет хорошо их принять – поедем в центр, купим разные лакомства и алкоголя. Хочу сделать прямую трансляцию для родителей и сослуживцев. Пусть посмотрят, как здесь здорово. Потому что думали, что я ненормальный, что поехал сюда, – добавляет.
В 15:00 колядники делятся на партии и каждый отправляется в свой поселок: Царина, Москалевка, Грашпаровка, Заречье, Березово, Багульники, Загар, Грушевка, Устя. Некоторые будут обходить жителей села сегодня, некоторые будут колядовать с завтрашнего дня.
Должны еще доплатить мастерам за алтарь с куполом
Сначала идут в дом священника. Отец Иван Рыбарук с семьей поздравляет колядников у порога деревянного двухэтажного дома. Кланяется, каждого обнимает и целует трижды в щеки. Колядники поздравляют хозяев трембитами и рогом трижды, поют почти 20 мин. Дети и внуки священника смотрят в окно, стучат колядникам, улыбаются. Затем главный человек в партии дает всем поцеловать крест. А кассир подходит к хозяевам с ящиком – в него кладут деньги. Все наколядованное передадут церкви.
– Должны еще доплатить мастерам за алтарь с куполом, который вчера закончили строить. А дальше будем его украшать, – говорит Рыбарук.
Колядников приглашают к накрытому на крыльце столу. Угощают традиционными гуцульскими блюдами, дают выпить горячий чай, угощают наливками. Многие колядники отказываются. Должны колядовать до ночи, объясняют.
УМЕРЛА КОЛЯДА
23-летний Владимир Слипанчук уроженец Криворивни. Много раз ходил колядовать, но в этом году работает – музей "Хата-гражда", который неподалеку от церкви, сегодня посещает немало туристов. Он помогает родственнице Василине Зеленчук, которая там работает.
– Колядники ходят в каждый дом. Даже в тот, в котором не живут люди. Там колядуют, чтобы снова появилась жизнь. Сначала трубят в рога и трембиты. В Заречье нет трембит, потому что их во всем селе мало осталось. Зато почти у всех есть рога, – говорит Владимир. – Так извещают хозяев, что они на пороге. После колядок говорят пожелания и хозяева платят за колядку – парень только что приготовил чай из карпатских трав и глинтвейн для посетителей музея. Чашка горячего вина с пряностями стоит 30 грн.
– Гостинцев нам не нужно, мы не маленькие дети. А все деньги передают в церковь. Потому и сказать не могу, сколько удавалось наколядовать. Но посмотрите, какой у нас храм! Восстанавливается, становится красивым. Партии колядуют бесплатно, поддерживают традицию, потому что так было всегда. Зато колядников часто принимают хозяева. Наша семья всегда принимает их. Всех кормим, согреваем, рюмку наливаем, – рассказывает.
Мужчина говорит, что колядок знает много. Для девушек, парней, маленьких детей. Особенно ему нравится песня под названием "Умерла коляда".
– Поется по заказу в том доме, где недавно умер человек. Поют, чтобы им на том свете хорошо было. А коляды заканчиваются "расплесом". 19 января все колядники собираются после службы у старшего и там колядуют и празднуют.
Поется по заказу в том доме, где недавно умер человек
Владимир говорит, что жил во многих городах Украины. Работал и в Варшаве.
– Но вернулся сюда. Здесь я родился, здесь и хочу остаться. Нет более милого сердцу места.
К приходу колядников готовится и Василиса Зеленчук. Сын и мужчина женщина в зареченской партии. Поэтому после коляды женщина будет целую партию принимать дома.
– Готовлю традиционные блюда – грибную уху, голубцы, холодец, кулиш. Сделаю и оливье, хоть это и не гуцульское блюдо. Мы знали только один салат – шухи, из свеклы и грибов, – делится она.
Женщина в коричневом кожухе, в вязаном платке на голове. Кроме того, что занимается музеем, еще и учительствует в местной школе.
– Сейчас, если бы какой-нибудь приселок не дал своей партии – это было бы стыдно. Но нет такого. Идут, колядуют, много молодых в этом году. Жаль, что в других селах такого нет, но это зависит от духовного наставника в церкви. Наш старается делать все, чтобы традиция не исчезла.
– Видите, как это. Когда нельзя было, при Союзе, люди рвались. А теперь угасло. Раз можно – то можно и пропустить. Нельзя отпускать свое. Свое надо крепко держать, приумножать, обогащать и доказывать, чтобы кто-то не смел посягнуть, – добавляет Василиса.
Киевлянин 52-летний Андрей с супругой Викторией приехал в Криворивню на Рождество. На неделю снял дом неподалеку от центра. Платит 700 грн в сутки. В этот период в деревне стоимость жилья заметно дорожает из-за чрезмерного спроса. Летом обычно с человека берут 150 грн.
После церкви я побежал в магазин, купил бутылку и все для бутербродов
Условия комфортные, есть интернет, делится Андрей.
Мужчина стоит во дворе, выглядывает колядников.
– Они через два дома. Слышно, как в трембиту трубят, – мужчина поверх куртки покрыт шерстяным пледом. Переступает с ноги на ногу. Не ожидал на Рождество здесь таких морозов, признается.
– После церкви я побежал в магазин, купил бутылку и все для бутербродов. Жена на кухне делает. Сильно хотим принять колядников. Не представляли, насколько это действо замечательнон, – мужчина говорит с сильным русским акцентом. Делает длинные паузы между словами. – Столько видео снял, всем товарищам уже разослал. Никто не верит, что такое возможно на самом деле.
Колядники заходят во двор, трубят в рога и поют колядку "Плес" для хозяев. После завершения заходят в дом, притопывая на пороге, чтобы сбить снег с обуви. Хозяева угощают колядников бутербродами – жена Андрея наготовила их на трех подносах – с колбасой и сыром, паштетом и овощами, шпротами. Хозяин наливает в бумажные стаканы водку. Старшие пробуют, младшие – отказываются. Расспрашивают, откуда приехали хозяева в Криворивню, понравилась ли служба в церкви. В конце поют еще одну колядку, и благодарят за пир. Хозяин дает "на крест" (на церковь. – Gazeta.ua) 1 тыс. грн.
ДОНБАСС
В 21:10 в дом, который нам помогли найти местные жители для ночлега, приходят колядники. Они уже семь часов подряд колядуют в поселке Заречье. Хотя признаются, что устали и замерзли, но поют громко и дуют в рога полной грудью. Благодарят "за коляду" и идут в соседний дом.
Колядку в Криворивне с разных сторон слышно до полуночи. Только после этого в деревне становится тихо.
– Рождество – самый большой из христианских праздников на Гуцульщине. Действо, которым все прославляют рождение Иисуса Христа, сына Божия, – говорит староста села 48-летний Дмитрий Ильич. В должности год. До этого исполнял обязанности председателя села и был секретарем. – Каждый год с радостью принимаю колядников у себя дома. Говорю, чтобы они выбирали время, когда готовы прийти, а я подстраиваюсь под их график. Моя любимая коляда – "В неділю рано".
– После начала войны на Донбассе мы решили, что несправедливо колядку петь только здесь, и трижды ездили на передовую к нашим военным. Собирал по 40 колядников из села, брал музыкантов из соседних Быстрицы и Дземброни. Думал, что так будет всегда, но в прошлом году нам запретили из-за карантина. В этом году не похали из-за того, что наши войска в полной боевой готовности.
Трижды ездили на передовую к нашим военным. Собирал по 40 колядников
– Криворивня – село, в котором лучше всего сохранились гуцульские традиции. Благодаря этому и из-за красоты места и гостеприимства людей сюда едет немало туристов. Село стало еще и таким-то паломническим центром – за добрым словом к отцу Ивана Рыбарука едут люди со всей страны, – продолжает староста. – Верховинское ОТГ мы создали только в прошлом году. Долго думали и тянули с этим, правда. Возможно, поэтому плюсы от реформы еще не заметны. Весь прошлый год был карантин, туристы почти не приезжали, бюджет не наполнялся. Слава Богу – выжили. В этом году ситуация значительно лучше. Думаю, через 5-10 лет Криворивня станет полноценным музейным комплексом, одним из лучших мест в Украине. Для этого есть все ресурсы, люди, которые готовы для этого работать.
12
минут длилась коляда "Плес", которую пели у церкви. Столько дней колядуют в Криворивне - с 7 по 19 января.
1719
год, когда впервые в письменном виде упоминается Криворивня. Тогда местные жители переносили деревянную церковь из поселка Заречье через реку Черемош на место, где она стоит до сих пор. Сегодня это церковь Рождества Пресвятой Богородиции Православной церкви Украины.
1500
примерно столько людей живут в Криворивне.
Комментарии