Через неделю после Пасхи киевляне сходятся на Байковое кладбище, чтобы убрать могилы перед поминальным вторником. Некоторые семьи в воскресенье собираются, чтобы вспомнить родных.
Перед входом на кладбище продавцы раскладывают поминальные венки и пластиковые вазы с цветами. За пучок нарциссов берут 3 грн, искусственные букеты стоят от 50-ти грн.
Киевлянка 65-летняя Вера Обозова несет неживые цветы к могиле дяди. С ней идем по центральной аллее кладбища.
"Это последний год, когда покупаю искусственные. Хватит. Какая масса народа питается с их продажи. Купила за 30 гривен, но уже раньше. За такие деньги можно и живые принести, от них нет вреда природе", - говорит женщина. Волосы убрала фиолетовой повязкой. Останавливается у могилы лидера Народного руха Вячеслава Чорновола и крестится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поминальное воскресенье: рассказали историю городского кладбища XVI века
"Всегда за него голосовала, - говорит. - Единственный раз обиделась, когда снял свою кандидатуру с президентства. То его был выбор, просто жаль, что не сумел взвесить - если не он, то кто? Думал, что есть умнее, лучше. Имел прекрасную команду, жаль, что рано ушел. Покойная мама, царство ей небесное, только Чорновил погиб, сказала: "Убили". Мешал коммунистам. "Рух" такая сильная была партия, а сейчас все прогадили, досада берет".
Вблизи от храма Вознесения у старой огороды возятся две женщины - собирают сухие листья и пропалывают цветы.
"Пришли к моей свекрови и теток мужа, - говорит 58 летняя Алла Константиновна. Обметает широкую каменную плиту с пятью именами без дат. - Здесь всегда было тесно. Так что же хотите, наше захоронение еще с 1934 года стоит. Вот и прижимаются друг к другу. Все на работах, поэтому приходим раз или два в год. А оно и нормально, потому что покойники не любят, чтобы их беспокоили часто".
В глубине участка по тропе бегает двое мальчишек.
"Смотрите, в прошлом году папа улыбался нам, а сегодня будто печальный немного на фото", - обращается к детям Яна Горбунова, 30 лет. Кладет под памятником большую пасху.
"Наряду с мужем лежат его дедушка и бабушка, - говорит. - Прихожу к могле не менее трех раз в год. Всегда приносила искусственные букеты, а потом заметила, что забирают. Слышала - перепродают. Даже поджигала внизу концы, чтобы уже не использовали, но все равно крадут. В этом году решила живых принести".
Женщина ставит в вазу с водой 10 желтых роз. За упокой дает шоколадные конфеты.
Сидят двое мужчин, пьют водку и пытаются затянуть "Смуглянку" , но ничего не получается. Угостили меня пивом, и я им спела
В другом секторе кладбища 74-летняя Екатерина Колесник сметает хвойные иглы с могильной плиты ученого-гигиениста Льва Медведя.
"Его сын дает мне 100 гривен в месяц за уборку. Ишачу, потому что у меня пенсия - 1700 грн. Сегодня его прозевала. Пришла - а уже цветы стоят. Я бы ему сказала, чтобы искал молодую уборщицу. Уже не в силах. Надо приходить сюда по 2-3 раза в неделю. Ранее приглядывала себе какого-то деда-вдовца, но нету никого, - в шутку говорит женщина. Она в зеленом халате и цветастом платке.
"Младшей убирала могилу Бакуля, - показывает на грантиний памятник коричневого цвета с белым портретом мужчины в профиль. Он стоит на могиле ученого-материаловеда Валентина Бакуля. - Был моим начальником 24 года в институте сверхтвердых материалов. Лично его знала. Хозяйственный был дядя. Тогда институт имел большую территорию, оранжерею. А сейчас говорю: "Бакуль, если бы ты поднялся, то сразу бы упал". Роздерибанили под коммерцию, станки выбросили. Когда-то и за могилой актера Леонида Быкова ухаживала. Как-то прихожу туда - сидят двое мужчин, пьют водку и пытаются затянуть "Смуглянку" (Песня звучит в фильме "В бой идут одни" старики", где Быков играл главную роль и был режиссером - Gazeta.ua), но ничего не получается. Угостили меня пивом, и я им спела".
В полдень возле участка "52а" с почетными захоронениями почти никого нет. Между памятниками ходят бездомные - в сумки и пакеты собирают сладости с надгробий. Их прогоняют.
Могилу актера Богдана Ступки, который умер в 2012-м, убирают его сын 50-летний Остап с женой Дарьей, 30 лет. Влажными тряпками обтирают гранитную плиту под памятником в форме дуба корнями вверх. Его два года назад из бронзы изготовил одесский скульптор Михаил Рева.
"Чтобы еще кто-то приходил - не видел", - говорит Остап Богданович. Общаться не хочет. За несколько минут идут с женой. На могиле оставляют две красные гвоздики.
Неподалеку, у могилы футбольного тренера Валерия Лобановского, стоит мужчина в футболке с надписью "Як тебе не любити, Києве мій".
"Лобановский как буд-то собирает команду возле себя, - кивает на соседние могилы футболистов Андрея Баля, Валентина Белькевича и Андрея Гусина. - Болею за киевское "Динамо" с 1985-го года. Главному тренеру Хацкевичу полгода назад передал письмо: "Александр, вернуть славу клуба могут только украинские футболисты. Делайте на них ставку". Он прислушался. Сейчас 8 игроков - украинцы, но должно быть 11".
На памятник ушло три тысячи долларов. Брала на работе кредит. С сестрой поделили сумму на двоих. И это только отцу
Узкой тропинкой между могилами идут две женщины-блондинки.
"На памятник ушло три тысячи долларов, - повышает голос старшая в розовом плаще. Младшая не верит. - Я серьезно. Брала на работе кредит. С сестрой поделили сумму на двоих. И это только отцу".
"Привет папа, привет, мама", - говорит старшая и кладет к памятникам букет красных роз. Дочь жалуется, что быстро завянут на солнце.
У железного креста с ограждением за столиком собралась семья. Мужчина разливает в пластиковые стаканчики водку "Хортица".
"Давайте выпьем за Подрастающий поколение", - говорит и обнимает девушку в розовом спортивном костюме.
За несколько метров - у могилы героя Украины, генерал-майора Максима Шаповала стоит 40-летний киевлянин Александр. Свежая могила покрыта похоронными венками. Военный погиб в прошлом году в июне в результате взрыва автомобиля в Соломенском районе столицы.
"Мы прожили в одной комнате 5 лет. Затем дружили семьями. Он нянчил моих детей, - говорит Александр. Пришел в синем спортивном костюме и солнцезащитных очках. - Стараюсь каждое воскресенье быть здесь, не всегда получается".
На могиле актера Леонида Быкова растет барвинок. Ее фотографирует женщина лет 40-ка. Потом произносит молитву и тихо поет "Смуглянку".
В эти выходные, 14-16 апреля украинцы посещают на кладбищах могилы своих умерших родственников. В такие дни вспоминают усопших, идут в храм и на кладбище. Собираются за столом, чтобы помянуть умерших.
Комментарии