"Когда началась горбачевская перестройка, общество заговорило о голоде 1932-1933 годов. В родном селе Зарудье Кременчугского района люди плакали и говорили: "А мы ведь их не похоронили по-христиански". Поэтому я стала записывать воспоминания очевидцев. Это был океан эмоций и человеческих страданий - выше чем шекспировские страсти", - сказала доктор исторических наук Анна Капустян. 14 ноября в Полтаве презентовала книгу "Память 33-го зовет молодых: воспоминания свидетелей и слово историка". Издание состоит из воспоминаний свидетелей Голодомора и научных исследований Анны Тимофеевны.
На встречу с автором в Полтавской областной библиотеке имени Котляревского собрались более полусотни человек. Некоторые из них пришли с цветами.
"С началом индустриализации советская власть решила взять деньги на заводы в селе. Люди поняли это, и начались восстания. В марте 1930 года по всему Сюзу было 1015 восстаний. Из них в Украине - 945. Именно поэтому начали "борьбу" за Украину - уничтожили интеллигенцию, церковь, состоятельных людей. И ввели принудительные хлебозаготовки. В 1932-м Косиор и Хатаевич, которые были неукраинцами по происхождению, в секретных шифровках сообщали Сталину о голоде в Украине и просили помощи. На что он ответил: "Мы рассматриваем вопрос о невозможности помощи украинцам, поскольку они неисправно выполняют хлебозаготовки. Возможно, это их научит выполнять планы по заготовке хлеба". В 1933-м Сталин выделил только 30 тысяч пудов хлеба для МТС (машино-тракторная станция - Gazeta.ua), не для людей. Потому что нужно было кому-то пахать", - продолжила Анна Капустян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конгресс США сделал первый шаг к признанию Голодомора геноцидом
Среди воспоминаний очевидцев Голодомора автор привела пример насмешки голодного селянина над "уполномоченным". Дед Яков, которого раскулачили, но не выгнали из села, стоял под дождем в то время, как колхозники получали суп. С ним заговорил "активист":
"Что, кушать хочешь?". "Нет, я позавтракал варениками", - ответил крестьянин. На вопрос где их взял сказал, что жена собрала на огороде. "Ну ты смотри - как это вареники растут на огороде?", - удивился уполномоченный.
Также Анна Катустян собрала образцы фольклора, созданного во время Голодомора:
"Ходю, блукаю, созу шукаю.
Созу не знайду — на ковбаси піду"
"Папа в созі, мама в созі.
А я сиджу на порозі.
Пузо голе, штани в клєтку -
Виконую пятілєтку"
"Когда собирала воспоминания, люди реагировали по-разному. Кто-то мог бояться и ничего не говорить. А многие свидетели завещали написать, передать другим эти истории. Так поступали в основном образованные люди, которые просили как историка довести дело до конца", - отметила Анна Капустян.
"Эта работа стоит многих комплиментов. Исследователю, который открывает такие страницы истории, работать трудно. Когда понимаешь, что все не так, как нас учили еще несколько десятилетий назад, - появляются мурашки. Книга Анны Тимофеевны востребована и полезна", - сказала Людмила Бабенко, посетительница презентации и коллега автора.
Около 250 тыс. украинцев посмотрели канадский фильм "Горькая жатва". Это первая иностранная лента о Голодоморе. Ее показывали в 45 странах. Россия от проката отказалась.
Комментарии