Квартиры, забранные у должников, банки выставляют на продажу. Чаще всего жилье забирают по решению суда. Объявления вывешивают на интернет-сайтах.
Например, банк "Финансы и кредит" предлагает 80 квартир во всех областях. Больше всего в Донецкой области — 25. В столице — четыре. Двухкомнатную на просп. Бажана продают за $127 тыс. Хотя в газете объявлений "Авизо" такие же по площади предлагают по $90 тыс.
"Приватбанк" выставил сотню квартир. Их продажей занимается менеджер, который представился Алексеем. Договариваемся о смотринах. Первая — двухкомнатная-"хрущевка" на ул. Маршала Гречко.
— Проценты растут, доллар тоже. Владелица поняла, что не сможет платить по кредиту. Согласилась на продажу сама, без суда, — объясняет мужчина. — Квартира с косметическим ремонтом. Заезжайте и живите. Но не говорите с хозяйкой о цене. Квартира в собственности банка, следовательно, мы и назначим цену.
Заходим. Обои недавно поклеены, светлые. Комнатные двери новые. На полу линолеум. Смежные комнаты имеют площадь 20 и 15,5 "квадрата". Ванна и туалет — отдельно. Однако сантехника старая. Кухня на 6 кв. м обложенная плиткой.
— Я брала квартиру старой и обтрепанной. Сама поремонтировала. Зато она теплая, — говорит бывшая хозяйка, на вид лет 40. — Я сама пыталась продать, но покупателей за полгода не нашлось. Потому отдала ее банку.
По дороге к другой квартире на Куреневке Алексей рассказывает:
— Хозяйка оформила на нее кредит 58,5 тысячи долларов. А мы отдадим вам ее за 55.
Жилье в полуподвальном помещении трехэтажки предлагает за $45 тыс.
— Квартира такая же, как и предыдущая. Но заселяться сюда пока нельзя. В одной комнате хозяин подготовил стены и потолок под евроремонт. Но большая комната полуразрушена, — Алексей открывает собственным ключом оббитые дерматином двери.
Дадим вам жилищный кредит под 20 процентов годовых
На стенах темно-коричневые, покрытые плесенью обои. Дверей между комнатами нет. Старый паркет окрашен.
— Хозяин брал ее за 100 тысяч долларов. А мы вынуждены отдавать больше чем в два раза дешевле, чтобы хоть как-то компенсировать потери банка, — говорит менеджер.
Алексей предлагает также квартиру на три комнаты. Она в девятиэтажке на жилмассиве Оболонь. Рядом метро. Цена $100 тыс. Год тому назад столько стоила однокомнатная квартира.
— С этой квартирой небольшая проблема, — снижает голос менеджер. — Хозяева выписываться не хотят. Однако мы уже имеем постановление суда. В ближайшее время выселим.
— Если вам не хватает денег, можем оформить кредит, — продолжает. — Нам выгоднее переоформить квартиры на платежеспособных клиентов. Но процентные ставки повысились. Гривневую ссуду получите под 20 процентов годовых. Своими деньгами должны внести хотя бы треть цены.
В настоящее время почти все банки Украины прекратили предоставлять кредиты на приобретение жилья.
Конфискованное по решению суда жилье большинство банков продают по сниженным ценам. В столице можно найти гостинки за $35 тыс. Двухкомнатные — на $10 тыс. дороже. Это в два- три раза ниже цен начала 2008-го. Однако покупать конфискованное банком жилье рискованно, убеждена Ксения Проконова, 23 года, юрист общественной организации "Качай права":
— Заемщик, у которого принудительно отобрали залоговое имущество, может еще долго судиться с банком. Если есть решение в пользу финансового учреждения, бывший владелец может обжаловать продажу квартиры. Все это время имущество будет под запретом. Продать его вы не сможете.
— Не стоит покупать квартиру с прописанными в нем гражданами. Их выселение может сильно затянуться. Если среди них несовершеннолетние, для них нужно найти альтернативное жилье. К тому же выселять их запрещает законодательство, — объясняет Ксения Проконова.
Комментарии