вторник, 26 апреля 2022 09:31

Спецтема: Война России против Украины

"Фактор Беларуси: войдет в страны-гаранты украинской безопасности или окажется на скамье подсудимых с Россией?" - статья Александра Калиниченко

Поражение российского плана "блицкрига" на севере Украины, оперативная и совместная реакция ЕС на войну в Украине поставили режим Александра Лукашенко перед сложной дилеммой. Либо плыть в русле российской милитаристской политики с перспективой раствориться в ней, либо в очередной раз "переобуться" в полете и попытаться ослабить режим западных санкций в отношении Беларуси.

"Давайте все обратимся к дипломатическому инструментарию, чтобы возобновить диалог, который является единственным средством для поиска пути движения вперед при любых обстоятельствах", - говорится в письме главы белорусского МИД Владимира Макея, разосланном в европейские столицы по дипломатическим каналам на прошлой неделе.

"Мы категорически отвергаем любые инсинуации о том, что Беларусь как-то вовлечена в боевые действия в Украине. Беларусь не намерена быть втянутой в войну. Нам хватило войн за нашу историю", - продолжает Макей.

Как выяснилось, само письмо белорусские власти не афишировали - о нем стало известно только после его обнародования брюссельским корреспондентом "Радио Свобода" Рикардо Джозвяком.

На фоне официальной риторики Александра Лукашенко о совместных усилиях союзного государства России и Беларуси по "борьбе с НАТО и нацистами в Украине" эти заявления главы белорусского МИД выглядят резонирующими.

Этот факт свидетельствует о том, что режим Лукашенко, ища пути ослабления торговых санкций, начинает маневрировать. Сейчас разыгрывается аргумент, что "официально Беларусь не направляла своих военных в Украину и не является стороной конфликта".

Попытки сыграть у посредника по Украине, которые в 2014-2015 годах принесли частичную отмену санкций Лукашенко, теперь выглядят маловероятными. Понятно, что "новая" публичная стратегия Лукашенко заранее согласована с кремлевским руководителем.

Режим Лукашенко рассчитывает на шанс еще раз выполнить трюк по разморожению отношений с Западом. Сделает это в обмен на ослабление репрессий или притворное дистанцирование от РФ

Идем дальше. Самопровозглашенный президент Беларуси 7 апреля заявил, что хочет участвовать в переговорах по мирному урегулированию войны в Украине. На следующий день министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что "Беларусь должна быть в перечне стран, которые предоставляют гарантии безопасности для Украины".

Согласно заявлению директора департамента СНГ МИД Российской Федерации, обнародованному 21 апреля, Россия настаивает на включении Беларуси как подписчика будущего договора с Украиной и ее роли как государства-гаранта.

Следует отметить, что Украина категорически отказалась признавать Беларусь как возможного "гаранта безопасности" и участника договора, поскольку считает ее соучастником безосновательного нападения на Украину - российские войска вошли на север Украины, что привело к совершению военных преступлений против гражданского населения под Киевом, именно с территории Белоруссии.

По инициативе российской стороны первые контакты по гуманитарным вопросам переговорных групп Украины и России состоялись именно на территории Беларуси, в Гомеле. Украина, в конце концов, сделала все для смены этой некомфортной площадки на турецкую. Логика проста - страна-соучастник агрессии не может быть местом для переговоров воюющих сторон.

Операция "отбеливания" Лукашенко в западных глазах идет именно с подачи Кремля

Следовательно, операция отбеливания Лукашенко в западных глазах идет именно с подачи Кремля.

Пока попытки официального Минска реанимировать хотя бы экономическое сотрудничество с Западом в обмен на большую нейтральность к войне в Украине выглядят утопическими. Собственно, основной торговый партнер Беларуси (после России) - Европейский Союз уже дал это понять, обнародовав в СМИ письмо господина Макея.

Однако, учитывая опыт многолетних фальсификаций избирательного процесса и уничтожения элементов демократии в Беларуси, нельзя исключать, что режим Лукашенко дождется шанса еще раз выполнить трюк по размораживанию отношений с Западом. Сделает это в обмен на ослабление репрессий или притворное дистанцирование от российской военной агрессии в регионе.

Международно-правовая квалификация действий Беларуси во время российского нападения на Украину

Когда российские войска отступили из северо-восточных областей Украины, они оставили доказательства ужасных преступлений - целые города стерты с карты, мирных жителей казнят на улицах, грабят дома, насилуют и убивают женщин и детей. Сцены из Бучи, охватившие весь мир, вызвали призывы к всестороннему расследованию военных преступлений поведения российских вооруженных сил. Но нападение на окраины Киева и другие части северной Украины было бы невозможно без поддержки режимом Лукашенко агрессии России.

  25 марта украинские военные разбили колонну российской техники с отметками "О" в Черниговской области. Фото: Facebook.com/kommander.nord
25 марта украинские военные разбили колонну российской техники с отметками "О" в Черниговской области. Фото: Facebook.com/kommander.nord

24 февраля 2022 г. российские вооруженные силы вошли в Украину с территории оккупированного Крыма на юге, из России на востоке и из Беларуси на севере. Вскоре после этого в Чернобыле и в окрестностях Киева появилась военная техника с маркировкой О - подтверждена как российские войска, которые находились в Беларуси. Белорусская противовоздушная оборона, аэродромы, склады, госпитали, системы управления воздушным движением и заправочные станции фактически были переданы в распоряжение России. В то же время, по украинским городам и ключевой инфраструктуре с территории Беларуси начали наносить ракетные удары.

Позже Лукашенко признал, что ракетные обстрелы были произведены с территории Беларуси. Он оправдывал это, повторяя кремлевскую пропаганду об "украинском биологическом оружии", и утверждал, что украинцы и "их западные поклонники готовятся атаковать Беларусь".

С девяти авиабаз было совершено более 500 вылетов. Некоторые привели к ковровым бомбардировкам украинских городов, другие использовались для десантирования российских войск

По имеющимся данным, только в марте с территории Беларуси было запущено около 230 ракет, которые поразили различные военные и гражданские объекты в Украине. Например, 14 марта российские ракеты, запущенные из Беларуси, поразили деревню Антополь, расположенную в 15 километрах от Ривного, попав в гражданскую телебашню. В результате нападения погибли по меньшей мере 19 мирных жителей. Кроме того, с девяти авиабаз в Беларуси было совершено более 500 вылетов. Это подтверждается наблюдением за воздушным пространством НАТО и изображениями, размещенными в социальных сетях. Некоторые привели к ковровым бомбардировкам украинских городов, другие использовались для десантирования российских войск.

Все перечисленные меры, совершенные или допущенные с ведома руководства Беларуси на их территории, в соответствии с международным правом, приравниваются к участию в военном конфликте на стороне одной из сторон.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Об агрессии" 3314 от 1974 года, регламентирует, какие действия, независимо от объявления войны, квалифицируются в международном праве как агрессия. Среди таких действий в статье 3 резолюции есть пункт f: "действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства". Указанные действия - это кейс Беларуси.

Для выполнения положений резолюции Генассамблеи ООН 3314, которая определяет агрессию как использование вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства, Генеральная ассамблея ООН 2 марта приняла резолюцию, в которой осуждает вторжение России в Украину и призывает Москву немедленно вывести все силы из Украины. Принятая резолюция также осуждает вовлечение Беларуси в это незаконное применение силы против Украины и призывает Беларусь придерживаться своих международных обязательств.

За резолюцию проголосовала 141 страна, пять были против и 35 воздержались. Против документа проголосовали сама Россия, привлеченная к вторжению Беларусь, Сирия, Эритрея и КНДР.

Определенные дискуссии о квалификации роли Беларуси развернулись во время подготовки доклада организации о войне в Украине, представленного в Совете ОБСЕ 13 апреля.

Несмотря на то, что Беларусь позволяет использовать свою территорию для российского нападения на Украину, миссия ОБСЕ считает, что на момент 1 апреля она не является участницей международного вооруженного конфликта

"Несмотря на то, что Беларусь позволяет использовать свою территорию для российского нападения на Украину, миссия считает, что на момент 1 апреля она не является участницей международного вооруженного конфликта. Пока сама не совершает актов насилия или других действий, которые были бы прямым участием в боевых действиях лиц, которые представляют Беларусь", - говорится в докладе ОБСЕ.

Такая позиция организации основывается на Женевских конвенциях и дополнительном протоколе к ним. В то же время, украинская сторона ссылается на 3-ю статью резолюции 3314 Генеральной ассамблеи ООН об определении агрессии.

Украина имеет подтвержденные факты, свидетельствующие о том, что Россия использует территорию Беларуси

Украина уточняет, что есть "много подтвержденных фактов, свидетельствующих о том, что Россия использует территорию Беларуси для совершения своих незаконных нападений на территорию Украины".

Среди подтвержденных фактов:

- танки, боевые машины пехоты и тяжелые огнеметные системы РФ были переброшены на территорию Украины с юго-запада Беларуси через пункт пропуска "Сеньковка";

- РФ запускала ракеты из Могилевской области Беларуси в сторону Украины;

- спутниковые снимки Maxar, опубликованные 23 февраля 2022 года - за день до нападения, - показали, что Россия разместила более сотни единиц техники вблизи Мозыря.

Кроме того, непосредственно перед вторжением России в Украину 24 февраля 2022 года Лукашенко разрешил российским вооруженным силам проводить недельные военные учения на территории Беларуси. Учения, получившие название "Союзная решимость-2022", позволили России транспортировать свою военную технику и войска на белорусскую территорию вблизи украинской границы. Согласно отчету НАТО, на 24 февраля российские боевые силы в Беларуси составляли около 30 тысяч.

  Колонна российской военной техники с отметками "V" двигается в сторону Украины 14 марта. Фото: Twitter Антон Мотолько
Колонна российской военной техники с отметками "V" двигается в сторону Украины 14 марта. Фото: Twitter Антон Мотолько

Украине на этом этапе войны важно не только заложить основы для индивидуальной ответственности политического руководства России и Беларуси, но, помимо прочего, применить инструменты международно-правовой ответственности этих государств за совершенные военные преступления с перспективой возмещения ущерба.

Рассчитывать на добровольную выплату Россией или Белоруссией репараций Украине не приходится. Поэтому единственным способом взыскания со страны-агрессора и ее пособника компенсаций может стать принудительное отчуждение ранее арестованного имущества в пользу пострадавшей стороны.

Итак, наиболее действенный правовой способ возмещения ущерба - иски государства Украина к России в компетентные международные суды. По моему убеждению, международные судебные инстанции должны рассмотреть судебные тяжбы Украины как против России, так и против Беларуси.

В этом ключе Украина уже официально направила иск против страны-агрессора в Международный суд ООН в Гааге. 16 марта Международный суд ООН принял решение, согласно которому Россия обязана немедленно прекратить военные действия в Украине.

Бесспорно, Белоруссия сыграла ключевую роль в нападении России на Украину. Из-за этого экономика Беларуси страдает от санкций США, Великобритании и ЕС. Но санкции, честно говоря, не являются формой индивидуальной ответственности должностных лиц за совершенные преступления. Как и в случае с Путиным, есть два основных варианта привлечения военно-политического руководства Беларуси к ответственности за содействие агрессии в Украине.

Первый вариант - привлечь к ответственности самого Александра Лукашенко и его военное командование за их вклад или содействие в военных преступлениях, совершенных российскими войсками в Украине. Есть веские основания утверждать в суде, что, предоставляя военные базы, инфраструктуру, топливо, противовоздушную оборону и воздушное пространство российским вооруженным силам, белорусские власти заранее знали и намеренно способствовали совершению российских нападений на гражданское население и украинскую инфраструктуру. По крайней мере, поддержка Беларуси может быть квалифицирована как пособничество, подстрекательство и другое содействие совершению умышленных или неизбирательных нападений на гражданское население. Подобные дела могут рассматриваться в Международном уголовном суде. Кроме того, они могут преследоваться Украиной или другими национальными органами по принципу универсальной юрисдикции или юрисдикции, делегированной Украиной определенным странам-союзникам (по примеру соглашения между Украиной и Нидерландами о Международной миссии защиты расследования по катастрофе "Боинга MH17", сбитого над Донбасом в 2014 году. - Gazeta.ua).

У Международного уголовного суда нет компетенции судить Путина и Лукашенко - ни Россия, ни Беларусь не ратифицировали Римский устав

Второй вариант - привлечь к ответственности за причастность к преступлению агрессии или содействие совершению преступления. Хотя у Международного уголовного суда нет компетенции судить Путина и Лукашенко за это преступление - поскольку ни Россия, ни Беларусь не ратифицировали Римский устав. Что является необходимым условием для преследования агрессии в этом суде. Речь идет именно о создании нового международного трибунала для этой цели - по аналогу с Нюрнбергским и Токийским процессами после Второй мировой войны. Такому трибуналу нужно будет преодолеть проблему иммунитетов глав государств и, что самое важное, получить поддержку подавляющего большинства государств во избежание обвинения недоброжелателями как "политического показательного" процесса. В конце концов, в основе определения преступления агрессии лежит неотъемлемая политическая решимость - решение вступить в войну не может быть оправдано Уставом ООН.

В начале марта прокурор Международного уголовного суда в Гааге заявил, что немедленно приступит к расследованию возможных военных преступлений, совершенных в Украине во время российской агрессии. На сегодняшний день прокурор Международного уголовного суда прямо не упоминает о роли Беларуси в военных преступлениях в Украине. Однако это не значит, что его офис игнорирует соучастие Белоруссии. Это большой фронт работы для украинской власти и правоохранительной системы. Следует также понимать, что вероятность появления лидеров белорусского правящего режима на скамье подсудимых зависит от способности задокументировать доказательства причастности указанных лиц к тяжелым последствиям применения оружия массового поражения и политики геноцида населения в Украине.

В части индивидуальной ответственности военно-политического руководства России и страны-пособника агрессии - Беларуси правильной является инициатива создания специального трибунала по рассмотрению дел о преступлениях российской агрессии против Украины. Работа украинского МИДа над созданием такого трибунала будет дополнять имеющиеся дела за совершенные в ходе агрессии военные преступления и преступления против человечности, расследуемые в Международном уголовном суде. А также инициированные Украиной процессы в Международном суде ООН и Европейском суде по правам человека.

Пока Лукашенко остается у власти, национальное преследование будет запрещено его неприкосновенностью главы государства

В общем, важно помнить, что пока Лукашенко остается у власти, национальное преследование будет запрещено его неприкосновенностью главы государства. Но это не освобождает руководство Беларуси в глазах международного уголовного и гуманитарного права. Усилия Украины по установлению справедливости и привлечению к международно-правовой ответственности в связи с войной должны признать решающую роль, которую играют Беларусь и ее самопровозглашенный лидер - Александр Лукашенко.

Какая позиция Украины и Запада возможна по отношению к Беларуси?

Как известно, "политика - искусство возможного". Многие мои коллеги считают приемлемым при сегодняшней ситуации безопасности проводить политику "вывода Беларуси" с войны на российской стороне за счет налаживания диалога с режимом Лукашенко.

  Военные РФ отправляют награбленное в Украину через службу экспресс-доставки СДЭК в Мозыре, Беларусь. Фото: телеграмм-канал "Белорусский Гаюн".
Военные РФ отправляют награбленное в Украину через службу экспресс-доставки СДЭК в Мозыре, Беларусь. Фото: телеграмм-канал "Белорусский Гаюн".

Следует признать, что текущая ситуация на северной границе Украины создала новые возможности выбора тактики отношений с белорусским диктатором. Похоже, украинские власти еще не определились с окончательным выбором и будут проводить по этому вопросу согласованную с ЕС политику.

В то время как Украина сейчас находится под военным нападением со стороны России, Беларусь "мягко" оккупирована без единого выстрела. Даже если Путину не удастся захватить Украину, можно констатировать, что Беларусь быстро превращается в российскую территорию.

Беларусь важна для России, поскольку служит транзитным маршрутом для более чем 20 процентов российского экспорта энергоносителей в ЕС

Следует понимать, что Беларусь важна для России в экономическом плане. Поскольку она служит транзитным маршрутом для более чем 20 процентов российского экспорта энергоносителей в ЕС. В 2020-2022 годах Лукашенко получил от Путина щедрые кредиты, что еще больше углубило его экономическую зависимость от Кремля и усложнило диверсификацию белорусской экономики.

Беларусь, кроме важности своей 1000-километровой границы с Украиной, - это кратчайший путь в Калининградскую область России через так называемый Сувальский коридор. 100-километровую полосу на польско-литовской границе, которая обеспечивает России выход к Балтийскому морю, но не находится под ее контролем.

Наконец, самое важное, что Лукашенко с 2020 года пошел на значительные военные уступки России. В сентябре 2021 года Беларусь и Россия провели широкомасштабные военные учения "Запад-2021" и создали совместный военный учебный центр в белорусском городе Гродно. Он расположен на границе с двумя странами НАТО - Польшей и Литвой. В ноябре 2021-го оба государства приняли новую военную доктрину в рамках Союзного государства России и Беларуси, в которой отмечается необходимость более тесного оборонного сотрудничества.

Наконец, в результате состоявшегося 27 февраля конституционного референдума Беларусь отменила свой безъядерный статус и официальную позицию нейтралитета. Обе поправки выгодны Кремлю в его намерениях закрепить контроль над Беларусью.

Следует признать, что новые европейские санкции и торговые ограничения в отношении Беларуси, особенно запрет на экспорт удобрений и въезд на территорию ЕС фурам, дополняют действие введенных еще в 2020 году. Усиливая сокрушительный эффект для национальной экономики. Кредитору последней инстанции Минска - России - сейчас не поздоровилось и не до компенсаций потерь своего союзника. Сама Россия готовится к объявлению дефолта по суверенному и корпоративному долгу.

Киев не запретил собственный импорт из Белоруссии.

Такой шаг откровенно играет на руку противникам ужесточения санкций в отношении Минска

Активно требуя от ЕС блокировки автотранспортного и морского сообщения с РФ и Белоруссией после начала полномасштабной войны в феврале, официальный Киев, в свою очередь, не запретил собственный импорт из Белоруссии.

Такой шаг Киева откровенно играет на руку противникам ужесточения санкций в отношении Минска: если уж Украина не хочет до конца разрывать торговые отношения с Беларусью, то зачем это делать ЕС?

На столе европейских лидеров и президента Украины есть принципиально две стратегии по отношению к Беларуси:

- признание "ad hoc" действующего белорусского режима в ограниченном формате или восстановление более интенсивных контактов в обмен на "выход из войны" на стороне России;

- активная поддержка гражданского общества и привлечение к ответственности политического руководства Беларуси.

При первом сценарии Украина, учитывая изменения в ходе войны с Россией, может выставить официальному Минску ряд условий:

- прекратить акты агрессии с территории Беларуси, включая ракетные и авиационные удары;

– добиться вывода регулярных частей армии РФ с территории РБ и с юга страны, в первую очередь;

- верификация правового положения украинских граждан, вывезенных в Беларусь - как военнопленных, так и гражданских, с предоставлением доступа украинских консулов.

Логика этой стратегии в отношении Беларуси будет заключаться в том, чтобы от диалога безопасности с Украиной прямо зависело санкционное давление Запада на режим Лукашенко.

Все это требует от официального Минска, в обмен на возможность возобновления торгового сотрудничества с ЕС, максимально возможного отстранения от действий Москвы. Готов ли к этому политически обанкротившийся режим многолетнего диктатора - открытый вопрос. Государственный суверенитет и способность белорусского вождя действовать автономно от Москвы в период ее максимального противостояния с Западом не стоит переоценивать.

Режим Лукашенко держится на военно-политической поддержке и экономическом дотировании от РФ

Со времен кризиса легитимности после президентских выборов в Беларуси в 2020 году страна оказалась в оккупации и фактическом управлении России. Режим Лукашенко держится на военно-политической поддержке и экономическом дотировании своего восточного соседа. Кремль использовал избирательный кризис как рычаг, чтобы усилить контроль над ослабленным Лукашенко. И начал наращивать свое экономическое, политическое и военное присутствие в Беларуси. Следовательно, сегодня любое резкое изменение внешнеполитического курса или даже отступление от принципиальных для Владимира Путина подходов к "покорению Украины" может стоить Лукашенко окончательной ликвидации суверенитета Беларуси и его персональной власти.

В то же время, Украина и Запад имеют альтернативную стратегию по отношению к Беларуси. Она более долговечна, сложна, зависима от ряда обстоятельств, как в Беларуси, так и в регионе. Эта стратегия точно не даст мгновенного результата здесь и сейчас.

Она, с учетом сложной ситуации безопасности для Украины, может внедряться исключительно при активной поддержке стран НАТО и ЕС и потребует значительных материальных ресурсов для минимизации рисков северной границы Украины.

При этом сценарии важно, чтобы режим Лукашенко не приравнивался к остальной Беларуси и, чтобы репрессированное за последние два года демократическое белорусское движение поддерживалось Западом.

Для большой части белорусского общества само участие вооруженных сил страны в войне против Украины может стать катализатором для потери лояльности к власти

Необходимо подчеркнуть, что для большой части белорусского общества само непосредственное участие вооруженных сил страны в войне в Украине может стать катализатором для потерь лояльности к власти. Кроме того, сообщалось, что среди белорусских военнослужащих, не желающих участвовать в российско-украинской войне, наблюдается большая деморализация.

Кроме того, в интересах самой Украины, чтобы активную часть белорусских граждан, участвующих в борьбе с российской военной агрессией на стороне Украины, выделять и поддерживать на государственном уровне.

Очень важно, чтобы Запад при участии Украины сформировал свой подход к Беларуси в новых геополитических условиях. Этот подход прежде всего должен поддержать антивоенные инициативы демократического движения в Беларуси и наказать режим Лукашенко за ключевую роль, которую он сыграл в российской агрессии в регионе. От действенности этого подхода будет напрямую зависеть будущее демократической Беларуси и безопасность Украины.

Александр КАЛИНИЧЕНКО, юрист-международник, руководитель проекта "Заметки Атлантиста", для Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «"Фактор Беларуси: войдет в страны-гаранты украинской безопасности или окажется на скамье подсудимых с Россией?" - статья Александра Калиниченко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть