Из-за сложной ситуации на фронте в Украине все популярнее становится идея частных военных компаний (ЧВК). Пополнение для ВСУ найти все труднее, особенно когда речь идет о мотивированных и подготовленных воинах.
ЧВК – Кто они на самом деле?
Между тем, вокруг ПВК много мифов и стереотипов. При президенте Петре Порошенко было мнение, что военная компания может трансформироваться в неконтролируемую частную армию. И вряд ли нам пригодится российский опыт, потому что ЧВК – это совсем не то, что создавал в РФ пресловутый Пригожин. И даже не то, что в Украине конструировала личность, которую мы знаем как Семена Семенченко.
В последние десятилетия частные военные компании стали для ряда стран уникальным инструментом реализации чувствительных задач по защите государственных интересов. В книге академика Владимира Горбулина "Как победить Россию в войне будущего", которая увидела свет в 2020 году, почти целый раздел посвящен ЧВК. События российской войны в 2022 – 2024 годах на 80% совпадают с предвидениями ученого, книга Горбулина стала книгой года, но на изложенные в ней рассуждения о ЧВК мало кто обратил внимание.
ЧВК обычно используются как для асимметричных действий в условиях военного конфликта, так и в мирное время. Они выполняют задачи, которые считаются слишком рискованными для государственных структур. Это может быть подготовка диверсий и выполнение наиболее деликатных задач.
ЧВК в миротворческих миссиях использовала и ООН, а самые мощные из компаний имеют США, Великобритания, ЮАР и Турция.
В мирное время ЧВК могут помочь правительствам получить доступ к уникальным природным ресурсам даже в отдаленных регионах планеты. Не лишним будет вспомнить, что государство, как правило, не заботится о сотрудниках ЧВК как о военнослужащих своих вооруженных сил. К этим подразделениям привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, в том числе иностранные наемники.
Удачный момент для украинских ЧВК
ЧВК в миротворческих миссиях использовала и ООН, а наиболее мощные из компаний имеют США, Великобритания, ЮАР и Турция. Но и враждебная к нам Россия. Об учреждении частных военных компаний в Украине говорят по меньшей мере пять лет. Написаны и зарегистрированы три законопроекта. По мнению специалистов, все они нуждаются в доработке. В частности, основатель и руководитель первой и пока единственной украинской ПИК "Омега Консалтинг Груп" Андрей Кебкало, имеющий 20-летний опыт работы в ЧВК, считает, что писали эти законопроекты люди, не имеющие отношения к ним. По мнению практики военного дела, необходимо было бы создать рабочую группу, обсудить все аспекты проблемы и выйти с подготовленным законопроектом.
Сейчас благоприятный момент для решения узловой проблемы – как создавать в Украине ЧВК. Особенно острой проблема стала после того, как дипломатические отношения с Украиной разорвали африканские государства Мали и Нигер и после конфликта с Сенегалом. Ведь дипломатический конфликт между Украиной, Мали и Нигером повлек за собой не нападение туарегов на малийскую армию и наемников из российского ЧВК "Вагнера", а тот факт, что правительствам этих стран стало известно о поддержке повстанцев-туарегов Украинским государством.
Все правильно – там были украинские интересы и туареги успешно атаковали российских наемников, которые могли убивать наших соотечественников и на нашей земле. Тем более что переходное правительство Мали на самом деле является военной хунтой, захватившей власть в результате переворота в 2021 году. Но одно дело – поддерживать дружеские силы и реализовывать свои интересы, и совсем другое – благодаря российским спецслужбам получить в регионе статус страны, демонстрировавшей "поддержку международного терроризма в Мали". На этом примере мы можем лучше понять, для чего, среди прочего, нужны ЧВК.
По своей сути ЧВК является уполномоченным государством предприятием, имеющим в составе гражданских
ЧВК могут не только удачно обеспечивать реализацию интересов государства, но и ощутимо улучшить мобилизацию, обеспечить подготовку личного состава, особенно сложных специальностей. По своей сути ЧВК является уполномоченным государством предприятием, имеющим в составе гражданских, но специализирующимся на экспорте комплексных систем обороны и безопасности. Ключевое слово – "уполномоченное", то есть имеющее постоянную связь с государством. Возможно, и тайная связь со спецслужбами, и когда речь идет об интересах государства, это просто одна из нетрадиционных форм, "искусство возможного". А на войне, как известно, все средства хороши.
Нужны законы
Андрей Кебкало уверен, что существуют простые решения для организации эффективных НДС в Украине. Например, можно было бы внести изменения в Закон Украины "Об основах национального сопротивления", где определить роль украинского ПИК в обеспечении военной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживании и отпоре агрессии и нанесении противнику неприемлемых потерь. Кроме того, Закон Украины "Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины" в период действия военного положения разрешает гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, на законных основаниях находящихся на территории Украины, участвовать в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии РФ и/или других государств, в том числе получать огнестрельное оружие и боеприпасы к нему.
А. Кебкало говорит, что по степени обученности и оснащенности ЧВК фактически являются разновидностью сил специальных операций (ССО), мало уступая ССО и экспедиционным формированием ВС мощных государств. Некоторые ЧВК располагают не только высококвалифицированными специалистами, но и современным оборудованием и тяжелым вооружением. Сам Кебкало в прошлом был военнослужащим элитного полка Французского Иностранного Легиона, работал на Пентагон и Госдеп США, министерства обороны Великобритании, Франции. Был участником боевых действий на Ближнем Востоке, Африканском континенте, Южной Америке, Азии, Косово, Кавказе, Украине.
Специалист считает, что на базе компании "Омега Консалтинг Групп" можно уже сейчас создавать батальонные тактические группы или отдельные специализированные подразделения (штурмовые и диверсионно-разведывательные группы, группы ударных БПЛА, снайперские группы), которые будут состоять из иностранных специалистов и граждан Украины. по тем или иным причинам избегают службы в ВСУ. Также есть возможность принять в состав компании бывших заключённых в соответствии с законопроектом №11079-1 "О мобилизации заключенных". ЧВК способны проводить поисково-розыскные и контрдиверсионные мероприятия. Компания уже имеет опыт подготовки спецназовцев одного из в/ч ГУР МОУ по направлению минно-взрывное дело: в течение 2022 и 2023 годов "Омега Консалтинг Групп" подготовила более 3000 военнослужащих ВСУ.
Наемники ЧВК – специалисты широкого профиля
Далеко не только приближенные к работе ЧВК специалисты пытаются привлечь внимание к этим асимметричным возможностям. Скажем, Игорь Луценко, бывший народный депутат, а ныне командир роты ударных дронов "Орден Сантьяго", считает, что пора сделать так, чтобы на победу работал предпринимательский талант и инициатива специалистов. "Частные военные компании, – отмечает Луценко, – могут брать на себя определенную функцию в том или ином секторе. Это может быть медицина (эвакуация и стабилизация раненых), построение дорог или укреплений в рискованных участках, логистика, радиоэлектронная разведка или аэроразведка. Медицинская или аэроразведочная частная военная компания никогда не будет иметь сил и средств совершить бунт вроде пригожинского. Ведь это специалисты в отдельной сфере, не связанной непосредственно с поражением противника". Вот такое мнение боевого командира, убежденного, что ЧВК смогут вернуть на фронт огромное количество опытных бойцов, которые легально или не очень ушли оттуда из-за плохого управления и недоверия к командованию. И ЧВК смогут привлечь на порядок больше иностранных бойцов.
Привлечение иностранных бойцов с опытом – особенно интересная опция. Скажем, по свидетельству Андрея Кебкала, опыт и существующие базы данных "Омега Консалтинг Групп" позволили бы привлечь в течение месяца до 5000 опытных, подготовленных военных для СОУ, в течение 60 суток до 10000 иностранных военных. Это возможно при двух условиях – получении соответствующих полномочий и финансировании. Примерная зарплата такого специалиста составляет до 5 тысяч долларов в месяц.
Постепенно в Украине восприятие ПИК меняется. Если раньше сторонниками этой формы были специалисты ССО, в частности генерал Сергей Кривонос, то сейчас гораздо положительнее идею ЧВК воспринимают уже и в Минобороны и в Главном управлении разведки. Следовательно, лед тронулся и дело имеет шанс перейти в практическую плоскость.
Комментарии