В своей основе отечественный оборонно-промышленный комплекс остается наследием Советского Союза. Эти стартовые условия дают нам определенные преимущества, а с другой - ограничивают возможности развития. Рассмотрим подробнее главные особенности украинского ОПК.
Во-первых, во времена СССР на территории Украины почти не производили конечных образцов вооружений и военной техники (ОВТ) и даже по состоянию на конец 2010 года их число, по экспертным оценкам, не превышало 8 - 12 % от общих объемов продукции военного и двойного назначения Это военно-транспортные самолеты, новейшие танки и бронетранспортеры, некоторые радиолокационные и разведочные системы, ПТРК, колесные автомобили двойного назначения.
С другой стороны, у Украины была достаточно разветвленная система производства важных комплектующих (авиадвигатели, газовые турбины для военных кораблей, боевые модули, авиационные ракеты и прочее). К тому же, на территории Украины от СССР осталась очень мощная система сервисных услуг ВВТ, в том числе около трех десятков заводов по обслуживанию, ремонту и модернизации целостных систем.
Во-вторых, длительное время, фактически от обретения независимости и до середины 2022 года, власть в лице всех, без исключения, президентов Украины в целом игнорировала проблему развития оборонного потенциала страны. Масштабные усилия по наращиванию боевых способностей армии за счет отечественного ОПК в Украине начались через полтора года после начала полномасштабной войны, с лета 2023 года.
В-третьих, развитие ОПК удавалось вопреки бездействию властей - благодаря активности на мировом рынке вооружений.
Начиная с 1996 года и до самого начала "большой" войны в 2022 году экспортная ориентация ОПК позволила фактически создать новый танк и семейства новых бронетранспортеров, радары и станции пассивной радиоэлектронной разведки, высокоточные средства поражения (ПТРК и ракеты "воздух-воздух"), расширить возможности использования боевых самолетов и боевых вертолетов, создать комплекс РЭБ и средства динамической и активной защиты танков. Можно в какой-то мере утверждать, что экспорт спас отечественный ОПК.
Показательный пример: на выставке "Оружие и безопасность-2021" одна частная компания представила четыре головки самонаведения (ГСН) для ракет, и по меньшей мере две из них были созданы благодаря экспортному заказу. То есть и новые технологии появлялись благодаря экспортным контрактам. Таким образом, к 2022 году появились новые школы производства легкой бронетехники, ракетно-реактивной артиллерии, беспилотных систем (БАК и наземных роботизированных комплексов - НРК). А лидер ОПК - ДККБ "Луч", - предложило даже разработки отечественного ЗРК и опертативно-тактического БАК (в 2016 году даже защитило три разработки ЗРК - дальностью действия в соответствии с 10, 30-40 и 100 км).
Однако в рамках заказа государства произошли разве что модернизация ракетно-реактивной артиллерии и создание противокорабельного ракетного комплекса - с 2016 года медленно воплощались элементы ракетной программы. И если власть, мягко говоря, мало готовила страну к широкомасштабной войне, то сам ОПК вошел в 22-й год подготовленным гораздо лучше, чем можно было представить, с учетом, что уровень закупки вооружений для армии в период войны с 2014 по 2022 год лишь однажды превысил отметку в один миллиард долларов. Приведем всего несколько эпизодов развертывания деятельности ОПК уже после масштабного вторжения.
Создание Минцифры "Армии дронов" позволило обеспечить дронами в 2022-23 годах более 200 подразделений. СБУ и ГУР Минобороны подхватили идею, и в 2022 году уже показали первые морские дроны, которые начали поражать корабли ЧФ РФ и даже Крымский мост. В ходе войны развернуто серийное производство мин калибра 82 мм и 120 мм, артснаряда 122 мм, снаряда для танковой пушки 125 мм.
Только одна частная компания "Украинская бронетехника" вышла на уровень производства 1200 минометов (60/82/120 мм) в год и 240 тысяч мин в год (60/82/120 мм).
В 2023 году запустили в серийное производство САУ "Богдана" уже с автоматом зарядки (ранее на территории Украины никогда не производили артиллерию) и довели производство до 6 - 8 единиц, что сопоставимо с выпуском САУ Ceasar на французском Nexter.
С конца 2023 г. в СОУ появились первые наземные роботизированные комплексы. Правда, они были готовы к применению с 2018 года - тогда, к сожалению, украинские власти не обращали внимание на разработчиков НРК.
В Украине постоянно усовершенствуют оружие. В октябре 2023 разработчики продемонстрировали новый ударный беспилотник с весом боевой части в 30 килограммов и дальностью поражения 800 км. Уже в начале 2024 года были уже созданы аналоги российского дрона-киллера Ланцет и российско-иранских дронов-камикадзе Shahed-131 и Shahed-136. К маю расстояния поражения противника увеличились до 1500 километров - 9 мая украинским дронам с расстояния примерно 1400 км удалось поразить одно из самых мощных нефтеперерабатывающих предприятий "Газпрома".
Украина приблизилась к созданию собственной ракеты дальностью поражения до 700 км, разрабатывает собственный ЗРК дальностью действия 100 км.
Новые морские дроны СБУ Sea Baby увеличили боевую часть до одной тонны, морской дрон ГУР МОУ Magura V5 - до 850 кг. Magura V5, кстати, уже увидели в виде дрона-ЗРК - с ракетами "воздух-воздух" Р-73. Кроме того, улучшенные ходовые качества в 2024 году уже позволяют морским дронам сохранять скорость и двигаться на волнах высотой полтора метра, а увеличение дистанции применения до 950 км позволяет добраться и до российских портов в восточной части Черного моря.
В конце концов именно благодаря ОПК в августе 2023 года в составе Военно-морских сил Украины была создана первая в мире бригада морских беспилотных комплексов специального назначения, в феврале 2024 года в составе армии появились Силы беспилотных систем.
Появились и достаточно мощные решения по средствам РЭБ. Если "Буковель" и "Анклав" работали на армию и до масштабного вторжения, то комплекс радиоэлектронной борьбы "Нота" (обнаруживает БПЛА противника на расстоянии 20 км), комплекс радиоэлектронной разведки KVERTUS MS AZIMUTH (пеленг на расстоянии 20 км)
Определенные положительные решения властями Украины о развитии отечественного ОПК были приняты в 2023 году (к сожалению, со значительным опозданием). Скажем, в марте 2023 года правительство поддержало реализацию в течение двух лет экспериментального проекта по осуществлению оборонных закупок беспилотных систем отечественного производств. Постановление фундаментально изменило подход к этому сегменту - если раньше прибыль на иностранные комплектующие была 1%, на собственные товары и услуги — 30%, то для стимулирования развития БАК в Украине государство подняло долю прибыли до 25%.
В конце октября 2023 года Кабмин поддержал разработанное Минобороны постановление, позволившее упрощенный допуск к эксплуатации и поставке беспилотников и средств радиоэлектронной борьбы РЭБ Силам обороны Украины. С 1 ноября 2023 г. на период войны был упрощен производственный цикл и процесс испытаний оружия.
Упразднили ненужные испытания и сократили количество проверок, отменили требование о гарантийном сроке для оружия в 10 лет. С ноября 2023 г. Минобороны и ВСУ настаивают на подтверждении лишь трех факторов: эффективности образца техники, его безопасности для личного состава и надежности в эксплуатации.
Не менее важно порой и отказаться от распиаренных проектов, которые могли привести к неоправданным бюджетным расходам. Основу госсектора ОПК составляет АО "Украинская оборонная промышленность" (преемник "Укроборонпрома"). Специалисты бюджетного комитета АО УОП сформулировали консолидированную негативную оценку строительства патронного завода с Чехией и подземного бронетанкового завода.
В частности, после тщательных подсчетов было определено, что украинский патрон в производстве будет дороже иностранного и, наверное, более низкого качества. А подземное строительство бронетехники на предлагаемых условиях получится в разы дороже обычного, но не обеспечит безопасность персонала на входе-выходе и отгрузке техники.
Необходимую секретность подобного производства сегодня обеспечить очень трудно, особенно сейчас, когда в стране продолжают активно действовать агентурные сети врага, а информацию об ОПК во время войны до сих пор можно легко найти в открытом доступе или в Государственной аудиторской службе Украины, на укрощение активности которой власти потребовалось почти полгода.
В 2024 году украинский ОПК нацелился на массовое производство автономного оружия и внедрение элементов искусственного интеллекта. Уже применяется идентификация целей: модели ИИ обрабатывают большое количество изображений и текстов, затем объединяют все это вместе для поиска местоположения системы вооружения противника.
К тому же, широкомасштабная война доказала, что Украина - страна на редкость удачных конструкторов, которым прибегают уникальные проекты, вроде переработки фактически в крылатую ракету архаического советского разведывательного дрона Ту-141 "Стриж". В декабре 2022 года в результате удара именно "Стрижа" на аэродроме под Рязанью были поражены три Ту-22М3. А конвертация "старинной" зенитной ракеты 5В28 от ЗРК С-200 позволила уничтожить самолет Ту-22М3 в небе на расстоянии 308 километров.
В 2024 году около 70% от стоимости всех контрактов, заключенных "Агентством оборонных закупок" Министерства обороны, приходятся на украинских производителей. В мае 2024 года гендиректор АО "Украинская оборонная промышленность" Герман Сметанин отчитывался, что Украина догнала Россию по количеству производства дронов-камикадзе типа Shahed-131 и Shahed-136, а также существенно нарастила производство боеприпасов.
Достижения украинского ОПК более чем очевидны. Хотя ясно, что масштабирование оружия отечественного производства сдерживается ограниченным финансовым ресурсом. А, например, создание собственных мощностей для производства 155 мм боеприпасов требует очень больших затрат. Пока их предоставляют нам зарубежные партнеры, но в будущем Минобороны придется закупать их в больших объемах.
Естественно, что в этих условиях партнерство с мощными зарубежными компаниями могло быть успешным и взаимовыгодным. И некоторые примеры такого сотрудничества мы уже имеем. В частности, появились первые проекты, реализуемые совместно с американскими партнерами: в рамках проекта FrankenSAM два типа зенитных ракетных комплексов теперь способны стрелять авиационными ракетами американского производства.
О приходе на рынок Украины заявили немецкий Rheinmetall AG, британский BAE Systems, турецкий Baykar Makina, а "на подходе" еще компании из Чехии, Италии, Франции и Швеции. Наибольшим реальным успехом можно считать то, что после переговоров с рядом европейских компаний появились контуры совместного производства современных ЗРК и ракет к ним среднего радиуса действия (до 45 км).
Конечно, украинским производителям еще предстоит подтвердить способность на равных сотрудничать с европейским ОПК, но в случае положительных результатов возможна 30-процентная локализация производства и участие в нем не только государственных предприятий, но и по меньшей мере одного частного.
Впрочем, намерения создания совместных предприятий пока остаются намерениями. О факторах, тормозящих развитие отечественного ОПК и препятствующих реализации проектов военно-технического сотрудничества, речь пойдет в нашей следующей публикации.
Комментарии