пятница, 26 апреля 2013 19:56

"Страшно, когда не знаешь, чем это тебе грозит" - за год на ЧАЭС построили 25% нового "Укрытия"
18

Фото: Фото: Олеся Дубовик

27 лет назад в ночь с 25 на 26 мая на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной энергостанции произошел взрыв. Пожар тушили почти 10 дней. За это время на станции погиб 31 человек, более 200 были госпитализированы. Однако до сих пор невозможно посчитать сколько в действительности людей в Украине и за ее пределами пострадали в результате мощнейшей техногенной катастрофы человечества. По словам ученых, последствия аварии будут чувствовать на себе еще не одно поколение.

Уже традиционно в этот день к станции приезжают высокие должностные лица, чтобы почтить память погибших.

Проезжая "зоной" становится заметно: к приезду чиновников готовились заблаговременно. В городе Чернобыль идеально выбеленные белые бордюры, разительно контрастируют с серыми заброшенными домами советского времени. Люди здесь давно не живут. Стекла в окнах выбило. В некоторых - оконные рамы свисают на последних крючках, иногда от ветра бьются о стены. Однако где-где все же люди есть. И среди десятков пустых высоток просматриваются признаки жизни: закрытые окна, на балконах сушится белье.

За городом слева от дороги - вертолетная площадка. Туда через час должен прилететь президент . На территории патрулируют две пожарные машины.

Проезжаем немного дальше и останавливаемся возле центрального входа на станцию. У него - несколько сотен человек. Большинство из них - в серых костюмах с надписью на рукаве "ЧАЭС". Несколько женщин в темных платках и длинных темных юбках фотографируются на фоне станции.

- Это паломники, - объясняют нам. - Здесь только что был молебен. Их сюда много приехало.

Возле памятника ликвидаторам пару десятков охранников - они в черных костюмах и с наушниками. Несколько человек с миноискателями обходят территорию. Двое парней в военной форме тренируются возлагать цветы к памятнику. Ходят вперед-назад с желто-голубым венком 20 минут. У памятника лежат еще два больших букета с красными розами, полностью завернутые в целлофан.

Вокруг - аккуратные зеленые газоны с маленькими розовыми цветами. По еще свежей земли заметно - посажены буквально накануне.

- На станцию ??я приехал 1 мая 25 лет назад, - рассказывает руководитель отдела ядерной безопасности Олег Лебедев. Он в серой форме и темных очках. Говорит медленно. - Такое ощущение, что ты к чему-то героическому подключился. Даже какая-то гордость была, что ты вроде ничего из себя не представляет, как специалист после института, но уже что-то совершаешь. Такое впечатление у меня осталось до сих пор, - улыбается.

Через полчаса едем дальше мимо станции. За колючей проволокой и бетонной стеной - крупные сооружения заметно заржавели.

- ЧАЭС сейчас никакой угрозы ни для никого не представляет, - уверяет Лебедев. - Топлива, конечно, осталось в большом количестве, но оно размещено так, что ни при самых запроектных ситуациях ничего не произойдет.

Проходим дальше мимо железной решетки. За ней виднется массивное сооружение - саркофаг над четвертым реактором. Чем ближе к станции, тем все труднее становится дышать от пыли. Наконец подходим к новой конструкции - так называемому "Укрытию-2", или, как правильно называется, "Новый безопасный конфайнмент". Это огромное железная сооружение в виде арки. Оно должно накрыть предыдущий саркофаг над четвертым блоком ЧАЭС, чтобы постепенное разрушение блока была безопасным.

Еще год назад на этом месте была только расчищенная площадка с арматурой. Завершение строительства ожидается в конце 2015 года. Деньги на него собирали со всех стран. Существенный вклад внесли Еврокомиссия и Европейский банк реконструкции и развития. Приблизительная стоимость "арки" - 1 млрд евро. Однако стоимость объекта с завидной периодичностью увеличивается.

На сьогодиншний день строительство объекта выполнено на 25%, рассказывает заместитель руководителя проекта по строительству Виктор Залезецький. Он в яркой оранжевой накидке и солнцезащитных очках. На каске - еще одни защитные очки оранжевого цвета, а к накидке прицеплены еще одни - для зрения.

- Задача этого года - еще выполнить два подъема, - говорит. - Второй подъем по графику будет выполнен в третьей декаде мая. До конца года будет сделан третий подъем. В следующем году, весной, - половина арки пойдет в зону отстоя. До конца года будет собрана вторая половина. И в конце 2015 года вся контрукция будет перенесена на свое рабочее место (над четвертым блоком - ред.).

На территории объекта несколько мужчин в спецодежде завершают приготовления. Всего здесь работает более 800 человек. Часть из них имеет стандартный рабочий график - с понедельника по пятницу. Но большинство работают вахтово - 15 дней на работе, 15 - отдыхают. Некоторые дежурят и ночью.

- Мы все делаем на совесть, - рассказывает один из работников. Говорит - занимается на объектов током. На станции же работает уже несколько лет. - Работать не страшно. Если знаешь, что это влечет и какие могут быть последствия, то чего бояться? Страшно только тогда, когда этого не знаешь.

На асфальте вокруг арки блестят еще свежи лужи. Его только полили, чтобы прибить пыль.

Через полчаса к станции сходятся рабочие в спец костюмах, ждут президента. Еще через 10 минут из-за ворот выезжает несколько машин.Возле их бегут два десятка охранников.

Делегация во главе с президентом направляется к объекту.

Возле Януковича идет начальник станции. Рассказывает о ходе строительства. Через минуту быстрым шагом они проходят мимо всю конструкцию. За ними - еще пару десятков человек. Среди них - вице-премьер Юрий Бойко и министр соцполитики Наталья Королевская.

- Чернобыльская катастрофа - это не только черная страница в истории Украины, - начинает президент. Стоит по центру арки, за спиной у него - саркофаг. - Это самая большая катастрофа в истории атомной энергетики.

Янукович призывает присутствующих почтить память погибших минутой молчания и опускает голову.

- В результате аварии пострадали более 5 млн человек. Почти половина из них - граждане Украины, - продолжает. - Государство осуществляет поддержку этих людей, но можем ли мы сказать, что она является достаточной? Считаю, что нет. Правительству необходимо найти возможность увеличить государственные расходы на социальную и медицинскую защиту людей, пострадавших. Я также прошу профильные органы центральной власти провести тщательную проверку списков лиц, получающих помощь. Государственная помощь должна предоставляться исключительно тем, кто действительно в этом нуждается и имеет на это законное право.

Читает с листа. Время от времени поднимает голову к рабочим. Однако от солнца зажмурюеться и продолжает читать.

- Уверен, что вместе мы сможем максимально смягчить влияние чернобыльской трагедии на окружающую среду и жизнь людей. Вместе мы сможем сделать так, чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась, - завершает президент.

Сотрудники станции аплодируют. Президент подходит к ним.

- Ну как, интересная работа? - спрашивает у них и улыбается.

Работники дарят ему альбом с фотографиями самого Януковича на станции. Он благодарит, разворачивается, чтобы идти.

- А можно вопрос, - выкрикивает мужчина в толпе. - Нельзя ли на государственном уровне решить вопрос о розмещения на нашей площадке мощностей по хранению отработанного топлива? И у нас работа будет, и площадка есть.

Янукович несколько секунд растерянно пожимает плечами и оглядывается вокруг. Из-за спины через толпу пробирается Бойко и выручает президента.

- Мы этот вопрос уже решили, - заверил министр.

Делегация быстро направляется к кортежу и за минуту выезжает с территории станции. Всего у станции президент пробыл минут 15.

Впоследствии едем и мы. В городе Чернобыль людей становится больше: некоторые гуляют по тротуарам, группки стоят на остановках. Выезжая из города в глаза бросается типичный большой знак советских времен с надписью "Счастливого пути".

Сейчас вы читаете новость «"Страшно, когда не знаешь, чем это тебе грозит" - за год на ЧАЭС построили 25% нового "Укрытия"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть