Президент Реджеп Эрдоган "раскручивает" ситуацию по аналогии с Сектором Газы. Зачем он это делает и что это значит для Украины, разбиралась Gazeta.ua.
В Европе, оказывается, есть свое ХАМАС – такой вывод можно сделать из реакции турецких властей на теракт 23 октября. Напомним, в тот вечер вооруженные стрелковым оружием и взрывчаткой мужчина и женщина атаковали офис аэрокосмического предприятия Turkish Aerospace Industries (TUSAS) вблизи Анкары. В ходе перестрелок 5 человек погибли, 22 ранены, нападавшие ликвидированы. По данным министра внутренних дел Турции Али Эрликая, террористов идентифицировали как членов Рабочей партии Курдистана (РПК).
Теракт имел широкий резонанс. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сократил пребывание на саммите БРИКС, а в Казанской декларации немало внимания было уделено борьбе с терроризмом. Как только Эрдоган вернулся домой, событие 23 октября приобрело другой масштаб.
Месть за удары?
Эрдоган заявил, что нападавшие проникли на территорию его страны из Сирии. Чтобы эти слова не просто всколыхнули воздух, армия Турции нанесла удары по 47 объектам на территории Сирии и на севере Ирака. Турецкие "ястребы" настроены решительно: министр обороны страны Яшар Гюлер анонсировал проведение военных действий "без компромиссов".
Эти заявления перекликаются с высказываниями премьера Израиля Беньямина Нетаньяху о прекращении боевых действий только после достижения цели. Озвучена цель ЦАХАЛа - уничтожение вооруженных исламистских группировок ХАМАСа, "Хезболлы" и всех других, угрожающих безопасности Израиля. Реджеп Эрдоган как мусульманин публично поддерживает Палестину и осуждает действия ЦАХАЛа в секторе Газа. В отличие от арабо-израильского конфликта, он обстреливает исламские государства и следует тактике Нетаньяху. Почему?
Оппозиция с кулаками
Рабочая партия Курдистана является военно-политической организацией левого толка, подобной ХАМАСу. У нее даже есть жесткая оппонентка – боевая структура "Курдская Хезболла". РПК борется за права курдов, территория проживания которых в результате Первой мировой войны была разделена между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Поскольку курды почти не ассимилировались с местным населением, их жестоко преследовали повсюду, кроме Ирака, где они добились автономии.
Кровавые восстания курдов не менее кроваво подавлялись местными властями. Например, на турецком в 1938 году (Дерсимская резня), когда было убито и депортировано более 100 тысяч курдов.
В настоящее время на территории Турции проживает не менее 15 миллионов курдов. Это около 17–20% населения. Это по официальной переписи, а реально - их и сочувствующих - больше, потому что после 1938 года многие курды сменили фамилии и национальную принадлежность.
Среди таких – соперник Эрдогана на президентских выборах 2023 года Кемаль Киличдароглу, семья которого из-за Дерсимской резни была депортирована и сменила фамилию. Из-за Киличдароглу, впрочем, никогда не выступавшего публично за права курдов, Эрдогану пришлось идти на второй тур выборов, разрыв тогда между соперниками составил 5% и сохранился во втором туре. Поэтому лично для президента Турции как политика курды и РПК является важнейшим фактором выживания.
Слишком многочисленны
В общей сложности в мире насчитывается от 30 до 40 миллионов курдов, диаспоры тесно контактируют и координируют свои действия. Евросоюз и США признали РПК террористической организацией, ведь со временем при активной поддержке Сирии боевое крыло партии превратилось в почти регулярную, хорошо вооруженную армию. Этому способствовали действия 1980 года: в Турции произошел военный переворот, РПК была разгромлена, многие члены - арестованы, но управлению, в частности, верховному фавориту и вдохновителю Абдулли Оджалану удалось бежать в Сирию.
К слову, в 2016 году, когда турецкие власти громили "Хизмет", президент Эрдоган обвинил Гюлена в создании напряжения на юго-востоке страны, как раз в местах проживания оппозиционных к официальной Анкаре курдов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Соратник и лютый враг президента. Ушел из жизни проповедник Фетхуллах Гюлен, расправы над которым требовал Эрдоган
Сейчас РПК снова под прицелом Эрдогана, хотя после смерти Гюлена движение "Хизмет" ослаблено и не делает публичных заявлений.
Но ситуация очень напряженная.
Плечо Стармера
Мы бок о бок с Турцией, среагировал британский премьер Кир Стармер на теракт в Анкаре 23 октября. Как и он, событие осудили большинство стран коллективного Запада и многие государства Востока. Кульминацией является осуждение со стороны Совбеза ООН.
Впрочем, вероятно, в какой-то момент часть мирового сообщества не будет сочувствовать Эрдогану, а осуждать его. Пока турецкая армия громит базы РПК в Ираке и Сирии, источники не исключают ограничения или запрета деятельности Демократической партии народов, которая представлена в парламенте и защищает интересы курдов. К слову, Кемаль Киличдароглу, бывший соперник Эрдогана на выборах, выступает за прекращение вмешательства Турции во внутренние дела Сирии, а также признается, что понимает курдский язык, но не владеет им. А успех Демократической партии народов на муниципальных выборах 2019 года (более 60% мандатов) был частично нивелирован лишь отстранением трети победителей от своих должностей.
Со своей стороны и курды не молчат. Сирийские демократические силы, возглавляемые курдами, сообщают об атаке Турции на гражданские собрания, в результате чего погибли по меньшей мере 12 человек (по другим данным – 24) Турецкие вооруженные силы утверждают, что задействовали все, чтобы гражданское население не пострадало. Однако аналогичные действия ЦАХАЛа в Секторе Газы и Ливане раскритиковали ООН и ряд стран мирового сообщества, в том числе - коллективного Запада.
Удар по НАТО?
Тем более, что вокруг теракта много тайн. Нападавшие убили таксиста, который вез их к месту преступления, поэтому никаких свидетелей не осталось. В период действия спецназовцев были замедлены Интернет и приложения в смартфонах, запрещена любая фиксация и распространение видео или фото с места теракта. То, что попадало в сеть, немедленно удалялось. Пользователи по всей Турции жаловались на замедление работы Интернета. Поэтому есть только одна версия – официальная.
Компания, офис которой обстреляли террористы, является ключевым игроком в аэрокосмической отрасли Турции и имеет контракты от НАТО. Между тем, производит по лицензии США боевые самолеты F-16 и модернизирует старые истребители. Владельцем компании является ВС Турции и гражданское подразделение турецкого правительства, ответственное за оборону. Теракт произошел во время выставки оборонной и аэрокосмической промышленности в Стамбуле, что, конечно, навредит имиджу страны как производителю военной продукции. Следует отметить, что в июле 2024 года сменилось руководство предприятия, новые топ-менеджеры анонсировали программу модернизации авиадвигателей для украинских самолетов.
О чем Эрдоган просил Путина
Турецкий парламент в специальной резолюции осудил "мерзкую попытку нарушить мир и покой нашей страны", предпринятую "империалистическими государствами и темными силами". По мнению депутатов, главной целью было помешать прогрессу оборонной промышленности и движению к "полностью независимой Турции".
Интересно, что теракт произошел после того, как лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели, главный союзник Эрдогана, предложил освободить из тюрьмы предводителя РПК Абдуллу Оджалана и дать ему выступить в парламенте. За это Оджаллан должен был объявить о завершении восстания курдов, начатого более 40 лет назад.
Скорее всего, такие идеи и вызвали негативную реакцию боевиков РПК. Турецкая полиция уже начала массовые аресты в Турции. К моменту написания статьи задержаны уже 176 вероятных членов РПК. В то же время Эрдоган, по некоторым источникам, во время встречи с Путиным на полях саммита БРИКС просил того повлиять на лидера Сирии Башара Асада для "нормализации сирийско-турецких отношений". И, в частности, чтобы тот прекратил финансирование террористических группировок, под которыми, в частности, имелась в виду и РПК. А это приближает ситуацию к алгоритму арабо-израильского конфликта.
Что, мягко говоря, не очень хорошо для Украины. Атакованное предприятие производит, помимо прочего, БПЛА, в том числе для Сил обороны нашей страны. Если произойдет эскалация конфликта между Турцией и Сирией, Эрдоган направит основные силы по этому направлению. К тому же ему будет нужен Путин как посредник с Асадом.
Комментарии