"Деньги не распилили просто так, был все же создан какой-то продукт. Продукт уже представлен зрителям. 4 серии по 46 минут", - пишет известный украинский политолог Алексей Голобуцкий. Кино-, а точнее телекритиком он стал вынужденно. Господин Голобуцкий потратил упомянутое время на просмотр новой новогодней комедии "Новорічна шкереберть", которую 7 января показал канал СТБ. Лента заинтересовала его не как зрителя, а как гражданина. Налогоплательщик захотел узнать, на создание какого продукта ушли, еще и со скандальным шлейфом, бюджетные средства.
Еще прошлым летом пристальный глаз журналиста Богдана Буткевича заметил среди закупок на Prozorro тендер на 10 млн грн - именно столько государство платило только за сценарий четырехсерийной комедии "Санаторий "Незабудка". Смутило все: сумма, название, заказчик и исполнитель. Чтобы не запутывать неподготовленного читателя лишней информацией, объясню максимально кратко и начну с заказчика.
Речь идет о телеканале "Дом", который финансируется из госбюджета и который, в свою очередь, имеет право искать подрядчика для создания заказанного продукта. Право "первой ночи", то есть первого показа, отдается каналу-партнеру подрядчика. С тем, что продукт переходит в собственность заказчика. То есть продукты остаются в библиотеке "Дома".
Отсюда - 10 млн грн только на сценарий, хотя на открытом, действующем в условиях военного времени рынка реальная цена за сценарий мини-сериала такого формата составляет в среднем 200 тыс. грн. Но дело в том, что исполнитель, то есть подрядчик, имеет прямое и, что важнее, давнее отношение к производству юмористического контента. "Оплатили номинально двум разным фирмам, а по факту - одной команде экс-кавээнщиков", - пишет Голобуцкий и, наверное, имеет для такого утверждения все основания.
Наконец - название. "Новорічна шкереберть" - это "Санаторий "Незабудка", только под другим названием. И ладно бы еще подобный проект был единственным. Но вместе с "Незабудкой" на бюджетное финансирование претендовали сериалы "СМТ Ингулец" и "Позывной "Санта". Собственно, "Незабудка" с "Сантой" и проявились на фоне грандиозного скандала вокруг "Ингульца" стоимостью в 33 млн грн, следствием которого был отказ продюсера Юрия Горбунова от государственных средств. Проекты-коллеги просто попали под раздачу, еще и без особых для себя последствий.

А еще мимо пристального внимания неравнодушных прошел мини-сериал "Новогодняя смена", показанный одновременно с комедией "Новорічна шкереберть". Причина такого невнимания - отсутствие коррупционной составляющей. Если бы она каким-то боком была, об этом уже вопили соцсети.
Однако именно "Новогодняя смена" дает своеобразный ключ для дешифровки кода требований к актуальному во время масштабной войны украинскому телесериальному и телевизионному продукту. Хоть "Новорічна шкереберть" с явным тяготением к приближенным к власти структурам, хоть независимая "Новогодняя смена", хоть нереализованный "СМТ Ингулец", хоть другие проекты на уровне заявок - все это вместе комедии.
Комедийный проект - кратчайший путь к получению госфинансирования в нашем кинопроизводстве
Упоминаются другие телефильмы этого жанра, которые сняли в условиях военного положения и показали миллионам украинцев. В частности - скандальный сериал "Успеть до 30" и не скандальный, а даже подстроенный к военному времени "Голова". Можно привести больше примеров, однако умному достаточно, чтобы понять: именно комедия ныне является главным жанром для украинского телевидения. А комедийный проект - кратчайший путь к получению госфинансирования в нашем кинопроизводстве.
Особенно заметно это было с 2019 по 2021 год. Сейчас Госкино по понятным причинам не принимает заявки. Но как только процесс возобновится в каком-либо виде, можете не сомневаться - не менее восьми из каждых десяти проектов в сегменте кино для массового зрителя будут комедийными. А производители - так или иначе причастны к "Студии Квартал`95" или другим экс-кавээнщикам.
Комедия создает огромные проблемы, особенно в травмированном обществе, именно благодаря широкому полю для манипуляций. Вот несколько их разновидностей. Вам могут не моргая заявить: сейчас, когда война и сплошное горе, людям не нужны драмы, тем более уголовные. Надо хоть на несколько часов расслабиться, отдохнуть, посмеяться, хоть немного отвлечься и поднять настроение. Или во время всех великих войн ХХ века киноиндустрии снимали комедии. Еще одие заход с козырей: если вам не смешно, у вас нет чувства юмора. Так что под условно комедийную обертку у нас можно зашить что угодно. Готовый продукт будет так или иначе манипулировать.
Под маской комического цинизма всегда скрывается разочарованный идеалист
Именно поэтому, пишет американский сценарист и тренер с сорокалетним стажем Роберт Макки, критики ненавидят комедии: им нечего сказать. Другими словами, нет карты, способной бить джокера. Напомню: комик Джокер в комиксах является самым опасным злодеем. Собственно, Макки называет комедию самым проблемным жанром. По его определению, под маской комического цинизма всегда скрывается разочарованный идеалист. Комическая чувствительность, объясняет Макки, требует идеального бесконфликтного мира. Реалии же - это жадность, коррупция и безумие. Далее цитата из его книги "Рассказ": "Каждый хозяин вечеринок в Голливуде совершал эту ошибку: "Давайте пригласим какого-нибудь писателя комедий! Это сделает атмосферу светлее". Обязательно… пока не прибудут парамедики".
Если вам говорят, что комедия дает положительные эмоции в тяжелое время - не верьте. Это тоже манипуляция. Потому что смех - не эмоция, а реакция. В то время как положительную эмоцию доставляет радость. Мы в реальной повседневности радуемся новостям об успехах ВСУ. И так же в мире выдуманном, моделированном, каков мир любого фильма или шоу, мы радуемся победам героев. Поэтому правильнее, мудрее и дальновиднее тратить любые миллионы, государственные или негосударственные, на создание контента именно о победе и радости от нее. Прежде всего это героическое, героико-приключенческое, окей, фантастическое, словом - любое кино, в финале которого наши побеждают, преодолевая многочисленные враждебные препятствия. Здесь радость и вызывает положительные эмоции.
Если вам говорят, что комедия дает положительные эмоции в тяжелое время - не верьте. Это тоже манипуляция. Ибо смех - не эмоция, а реакция
Комедия же является лишь формой критического замечания, в основном лишенной содержания. Однако именно в Украине с нашей молодой демократией и перманентным разочарованием во всех властях работает это самое критическое замечание. Потому граждане без критического мышления и проголосовали за комика Владимира Зеленского. Он и его команда хоть на концертах, хоть в сериале "Слуга народа" выполняли запросы разочарованных масс на критику снизу. Комедия в разных формах и форматах начала доминировать в нашем информационном пространстве с середины 2000-х, чтобы достичь апогея в апреле 2019-го, во время пока последних президентских выборов.
Телевизионные комики у власти даже во время масштабной войны возвели комедийную форму в абсолют. Но именно масштабная война изменила ситуацию и медленно, однако неумолимо приближает финал господству комедий. Перейдя на украинский язык и начав высмеивать и обесценивать россиян, низводить врага на уровень карикатуры, комики должны расширять тематику шуток. А значит, разочарованные идеалисты не видят для себя проблем шутить над украинцами на оккупированных территориях, переселенцами, беженцами. Сталкивать лбами украинцев из разных регионов под видом того, что критика в комедийной форме не знает препятствий, преград и границ. Да и вообще, уважаемые, смеяться над собой во время войны - форма самоосознания, самоопределения, очищения.
Вскоре полная и безоговорочная поддержка всего юмористического сыграет с действующей властью злую шутку
Вот только смех над собой и когда над тобой безнаказанно издеваются комики и их покровители - суть разные вещи. Постепенно это начинает доходить не только до активных граждан. И комедия, породившая действующую власть, уже обесценивает ее саму. Юмористическая культура могла бы поддерживать и работать на победу, но она осталась в заданной российскими форматами системе координат, которая предполагает обесценивание всех и вся вокруг. Поэтому есть прогноз: вскоре полная и безоговорочная поддержка всего юмористического сыграет с действующей властью злую шутку.
Комментарии
2