К сожалению, после широкомасштабного вторжения поставки оружия Украине для защиты от российской агрессии в Европе является больше политическим вопросом, чем военным. Причем на фоне Великобритании постоянные проблемы у Германии и Франции, которые претендуют на роль лидеров Старой Европы. И очередной такой темой стали поставки/не поставки крылатых ракет воздушного базирования KEPD 350 Taurus. На фоне поставок британских Storm Shadow и французских SCALP Германия снова "отстает". Однако нужно внимательно присмотреться, будут ли эти ракеты эффективны на нашем фронте и сколько их чисто теоретически может поставить Берлин без ущерба для собственной безопасности.
Итак, очевидно, что Taurus была спроектирована и запущена в серийное производство примерно в то же время, что и Storm Shadow/SCALP, но является более узкоспециализированной. Дело в том, что ее прямое назначение – точечное уничтожение бункеров. Для этого она оснащена двухступенчатой боеголовкой Mephisto: первая часть из специальной стали, пробивающей бетонные стены метровой толщины, предназначена для пробивания железобетонных или глубоко вкопанных целей, а вторая наносит осколочное поражение на заранее указанном уровне здания или бункера. По словам производителя, ракета Taurus является единственной в мире мультипрограммированной системой, которая умеет "считать" пробиваемые этажи. Также в конструкции использован многорежимный взрыватель, от установки которого ракета может взрываться при контакте с целью или внутри нее.
Taurus является единственной в мире мультипрограммированной системой, которая умеет "считать" пробиваемые этажи
Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем Williams WJ38-15, производные которого устанавливаются на другие крылатые ракеты, и имеет четыре системы навигации: IBN (навигация по изображению), INS (инерциальная навигация), TRN (по рельефу) и MIL-GPS (спутниковая навигации). Кстати, такое количество разных систем позволяет лететь Taurus на большие расстояния без поддержки GPS, который всегда можно заглушить.
Первый испытательный запуск ракеты был осуществлен в 1999 году, а на вооружение ее приняли пять лет спустя – в 2004 году. Производством ракеты занимаются две европейские компании – Saab Bofors Dynamics и MBDA Deutschland, она поставляется в ВВС Республики Корея (на вооружении 250 – 260 единиц, носитель – F-15), Испании (реализован контракт на 43 ракеты, носитель EF-18) и Германии (официальный контракт на 600 ракет, носитель – Panavia Tornado, возможно Eurofighter EF2000).
Если смотреть официальные характеристики, то здесь все ок: общая масса 1400 кг, масса боевой части 481 кг, высота полета от 30 до 70 м. Но вот с дальностью поражения целей совершенно ничего не понятно, и очевидно, что этот показатель – это военная тайна.
Официальная дальность полета Taurus составляет 499 км. Однако некоторые немецкие политики предполагают, что радиус ее действия может достигать 692 км
Следовательно, официальная дальность полета Taurus составляет 310 миль, то есть 499 км. Но во время парламентской дискуссии некоторые германские политики предположили (!), что радиус действия ракеты может достигать 430 миль (692 км), однако фирма-производитель никогда не подтверждала эту цифру. Правда, в свое время немецкие военные заявляли, что при использовании топлива JP-10 дальность поражения может быть больше на 15% – то есть это примерно 546 км. А если учесть "жонглирование цифрами", то и тот же Storm Shadow может поражать цели на 300 миль, но при наличии дополнительных топливных баков. То есть, по сути, когда говорят, что немецкая ракета более дальнобойна, тут есть доля лукавства, поскольку этот показатель напрямую зависит от того, в какой именно конфигурации то или иное оружие будет поставляться.
Далее – вопрос количества. По данным издания Bild, у ВВС Германии есть более 300 отремонтированных и боеспособных авиационных крылатых ракет большой дальности KEPD-350 Taurus из 600 поставленных в 2005-2010 годах. То есть фактически, если все же будет принято решение о поставках, Украина сможет получить максимум 100 единиц – и то это под большим вопросом.
Вопросы интеграции тоже можно решить. Если Taurus можно использовать с Tornado или F-15, а у нас есть опыт интеграции Storm Shadow, то запускать их с платформы Су-24 будет не так уж сложно. Вопрос только времени и возможностей. Очевидно, что еще до практического использования придется заняться работами по модернизации конкретных самолетов, а для этого потребуется временно снять их с боевых вылетов. Конечно, эти вопросы можно решить, но насколько это уместно при развитии наступления на фронте? Тем более что есть понимание, что самолетов у нас не так уж и много.
Большинство военных аналитиков считают, что ракета может быть эффективна в разрушении мостов
Большинство военных аналитиков считают, что ракета может быть эффективной против мостов, однако здесь можно поспорить, так как при истреблении мостовых конструкций очень важна масса боевой части, а Taurus имеет все те же 480 кг, что и Storm Shadow (которых нужно несколько для сноса моста даже не стратегического значения), хотя она и более технологичной конструкции (однако опять-таки очень специфической).
Таким образом, каждый день решение политических вопросов очень тормозит освоение нового оружия. И может случиться так, что если Берлин все же решит передать Taurus, то их может быть символическое количество, и необходимость будет уже не та – например, в случае приостановки наступления на осень-зиму. Конечно, любое оружие, а тем более такое мощное и высокотехнологичное, ВСУ нужно, но, как говорят наши восточные соседи, "хороша ложка к обеду".
Комментарии