суббота, 14 апреля 2018 05:30

Из-за несчастной любви Михаил Врубель резал себя ножом
7

Михаил Врубель
Фото: uamodna.com
Михаил Врубель. Автопортрет
Богоматерь с младенцем (Эмилия Прахова)
Михаил Врубель. Автопортрет
Ангел с кадилом и свечой
Михаил Врубель

14 апреля 1910 умер один из лучших художников XIX в. Михаил Врубель. Со своей 54- летней жизни он 5 лет провел в Киеве, начиная с 1884-го.

К нам его пригласил художник и историк искусства, знаток византийского монументализма Адриан Прахов для работы над иконостасом Кирилловской церкви. Не могли заплатить большие деньги известному художнику. Поэтому нашли талантливого студента Академии искусств, который учился у Репина и который согласился на небольшую оплату: 1200 рублей за 76 дней. В Киеве начался самостоятельный творческий путь художника и отсюда он поехал уже знаменитым.

Он был в Святой Софии и Кирилловской церкви среди учеников киевской рисовальной школы, которые отмывали лики святых от столетней грязи. Это были простые ребята. Когда у них спрашивали, много ли сделано, эти будущие художники говорили: "Многое! Уже морду Богу отмыли!"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музейники составили список возлюбленных Врубеля

Врубель тоже был - будущий. После более близкого знакомства Прахов поручил Врубелю создать в Кирилловской церкви оригинальные фрески на месте утраченных.

Это вмешательство в стенописи Кирилловской церкви XII века было достаточно сдержанным. Заново создали фрески в тех местах, где они были полностью уничтожены. Первая же проба Врубеля - изображение архангела на одном из столбов церкви - вызвала всеобщее одобрение. Также для Кирилловской церкви Врубель создал фреску "Сошествие Святого Духа на Апостолов". Он рисовал не как художник XII века, а как современный мастер, который знал достижения живописи Западной Европы.

Он создал фрески на южной и северной стенах церкви. Они там есть до сих пор, как и знаменитая врубелевская "Богоматерь". Третьяков очень хвалил ее.

"Такое впечатление, что Врубель нашел себя легко, неожиданно и сразу. И произошло это в наших краях. Киев иногда делает с людьми невероятные вещи", - пишет журналист Виталий Жежера.

В доме Прахова Врубель увидел его жену Эмилию. У нее темно-васильковые глаза и удивительно выразительные губы. У нее трое детей, она старше 28-летнего Врубеля на четыре года. Эмилия хорошо играет на фортепиано, ее любил слушать Лысенко. Врубель пел под ее аккомпанемент.

Из нее он писал для Кирилловской церкви лик Богородицы. Отец художника, полковник Врубель, об этой иконе говорил: в ней очень мало святости, но она прекрасна. А люди говорили: "Не будем молиться на живую женщину".

Профессор Прахов все понимал.

Он устроил Врубелю поездку в Италию, чтобы там художник завершил работу над эскизами "Богородицы". Врубель целый год сидел на площади Сан-Марко в Венеции и рисовал Эмилию по памяти.

Перед отъездом туда женщина ему сказала: "Вы слишком много думаете о себе. Это вам мешает жить и огорчает тех, кого вы думаете, что любите, а на самом деле заслоняете все собой в разных театральных позах. А любовь должна быть деятельна и самоотверженная!"

В начале 1885 Врубель возвращается в Киев. Четыре образа, написанные на металле, перевезено в Киев и установлено в алтаре Кирилловской церкви. Каждая икона писалась лишь по две недели.

"Срок предельно короткий для любого художника, но не для Михаила Врубеля", - свидетельствовал Николай Прахов.

Но отношения с семьей Праховых обостряются из-за увлечения Врубеля Эмилией Львовной, поэтому Михаил уезжает в Одессу, где проводит полгода. Именно в Одессе Врубель начинает работать над своим фантастическим "Демоном", который позже его прославил.

В конце 1885 возвращается в Киев, где дает частные уроки рисования, работает над эскизами для росписи Владимирского собора. Там по эскизам Врубеля выполнено орнаменты на внутренних стенах храма и арках двух нефов, однако эскизы большой росписи "Плач надгробный" и "Ангел с кадилом и свечой" не были утверждены и реализованы, поскольку были выполнены в необычной новаторской манере и не соответствовали церковным канонам. Позже для росписи собора пригласили молодого Васнецова.

Среди светских работ киевского периода выдающимся произведением стал "Портрет девушки на фоне персидского ковра", где Врубель дал волю своим колористическим способностям. Киевский ростовщик Дахнович так и не расплатился с Врубелем за портрет дочери на фоне "ковра", считая такого рода живопись мазней. В Киеве художник нарисовал также картины "Восточная сказка", "Автопортрет", большое количество акварелей с цветочными мотивами и тому подобное.

В 1890 году он начнет работу в Москве под покровительством мецената Саввы Мамонтова. Однако туда Врубель был приглашен уже зрелым мастером.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Врубель по Киеву гулял с зеленым носом

Из-за Праховов резал себя

"Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду.

"Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?"

"Да, это шрамы. Я резал себя ножом"."…А всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что ль, как это?" Я посмотрел поближе — да, это были большие белые шрамы, их было много.

"Поймёте ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались".

1886, художник Константин Коровин

Жена - Царевна-Лебедь

В 1890 г.. Врубель уехал в Петербург писать декорации к постановке частной оперы Мамонтова "Ґензель и Гретель" (вместо Константина Коровина, который заболел). Здесь пела Надежда Забела - потомок древней черниговской казацкой шляхты. На афишах было почти итальянское фамилия Надежда Забелло.

На одной из репетиций к ней подбежал мужчина со словами: "Замечательный голос!" поцеловал руку. Это был художник Михаил Врубель. Он влюбился в ее голос, чуть ли не в первый день знакомства сделал предложение. Вскоре 28-летняя Забела и 39-летний Врубель обвенчались в Женеве. Путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции; вернулись в Харьков, где собирались ставить оперу "Демон" и она должна была петь Тамару.

Врубель обожал жену: ездил на все ее репетиции, спектакли, знал наизусть все ее партии, придумывал грим, мастерил ей наряды. Она была его музой и в жизни, и в творчестве. На время Михаил сделался совсем счастливым человеком. И даже у постели умирающего отца он шутил, заказывал к обеду шампанское.

На пике успеха Надежда Забела очаровала композитора Римского-Корсакова, который начал писать только для нее. Большого шума наделала премьера оперы "Сказка о царе Салтане", в которой партию Царевны-Лебедя пела Надежда, декорации и костюмы были выполнены Врубелем. На хуторе тестя, где Врубель провел не одно лето, он написал свою знаменитую "Царевну-Лебедь" (1900).

Затем появился долгожданный сын Савва с материнскими голубыми глазами и ... уродливой заячьей губой. В 1901 году у художника обнаружили признаки душевного расстройства, ухудшилось зрение, профессор Бехтерев порекомендовал поместить Врубеля в психиатрическую больницу. Надежда самоотверженно боролась за любимого, через год он вышел почти выздоровев. А судьба посылала удар за ударом: у Надежды умер отец, тяжело заболела мать, умер в Киеве маленький Савочка от обыкновенной простуды. Его похоронили на Байковом кладбище.

Надежда выстояла, а Врубель нет. Как только ему становилось легче, он рисовал. В самый тяжелый период он сотворил "Портрет Н.И. Забелы на фоне березок". Ради лечения любимого Забела-Врубель после девяти лет блестящих выступлений на сцене оперы С. Мамонтова перешла в Мариинский театр.

Но, когда участились припадки, галлюцинации, Врубель попрощался с дорогими людьми, поехал к тому театру, где впервые встретил ее, после чего отправился в клинику. Надежда сняла жилье рядом и каждый день была с ним: читала, пела на протяжении 4 лет, хоть он и ослеп, и погрузился во мрак беспамятства.

Она на три года пережила любимого.

Безумие

Еще в Киеве как-то нарисовал руку с лишним суставом. Ему указали на эту анатомическую неточность. Он ответил:

"Это сустав, которого у человека пока еще нет, но без этого сустава невозможна свобода полета".

Тогда, в Киеве, появились первые признаки его безумия: он красил нос в светло-зеленый и так ходил по Крещатику.

Первая выставка - в Киеве

При жизни у Врубеля не было ни одной выставки. Первая состоялась в Киеве в мае 1910-го, через месяц после его смерти. Тогда работы для нее предоставили Терещенко, Ханенко и другие коллекционеры. Киев был единственным городом, который почтил художника. Ни в Москве, ни в Петербурге этого не произошло.

Интересные факты

Врубель с польского означает "воробей".

Врубель полюбил "ландшафты Малороссии", ставил ее куда выше Эллады.

Среди его любимых писателей был Гоголь.

Посещая Киев с женой Михаил Александрович сказал: "Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу! Я люблю Киев!"

Манера рисовать и писать где и на чем получится, очень часто не завершая гениально начатые рисунки и раздаривать их, была типичной для импульсивного Врубеля. Он шокировал многих своими увлечениями, бездумной внезапной тратой денег при систематическом безденежье. Врубель давал поводы для пересудов и фантазий, когда над идеально выполненным образом Богоматери сверху зарисовал фигуру циркачки на белом коне, в которую был влюблен.

Врубеля чаще не понимали, чем принимали. Работы мастера не только в ранней киевский период, но и на западе его пути, оскорбительным образом отвергали: "Демон поверженный" может толковаться как духовный автопортрет одинокого гения, что заплатил психической болезнью за исключительный дар художника - провидца и новатора. Здесь аналогия с судьбой Винсента ван Гога напрашивается добровольно. Совсем не случайно Александр Блок посвятил Врубелю полное драматической силы стихотворение:

"Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

И вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувств,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар!"

Даты

5 (18) марта 1856 - в Омске, в семье военного юриста Врубеля родился сын Михаил

1890 - вступление в Академию художеств в Петербурге

1884, апрель - приезд в Киев

1884, осень - 1885, весна - пребывание в Италии

1885, ноябрь - получил заказ на роспись Владимирского собора в Киеве. Эскизы отклонено, потому что они требовали перестройки собора. Теперь в соборе Врубелю принадлежат только орнаменты

1889, осень - переезд в Москву

1910, весна - умер в Петербурге

Эмилия Прахова пережила своего мужа на шесть, а Врубеля на 17 лет.

Сейчас вы читаете новость «Из-за несчастной любви Михаил Врубель резал себя ножом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Погода