
"Кино спасает от хаоса, даже когда снимает хаос", - говорила кинорежиссера Кира Муратова. Три года назад ее не стало. Умерла в 83 года, оставив после себя много выдающихся лент.
Наиболее известными ее фильмами советского периода считают "Перемена участи" и "Астенический синдром". В 2004 году вышел фильм "Настройщик", ставший сенсацией нескольких международных фестивалей.
Кира Муратова была родом из Румынии. Образование получила в России. В 1961 году стала штатним режиссером на Одесской киностудии. За год представила дебютную работу - короткометражный фильм "У Крутого Яра". В 1964 году вышла первая полнометражная лента "Наш честный хлеб". Поставила ее совместно с мужем Александром Муратовым. Самостоятельно впервые стала режиссером фильма "Короткие встречи" и написала к нему сценарий. Вместе с Владимиром Высоцким сыграла главную роль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оперу Мирослава Скорика благословил Папа Римский
"Она была гениальным режиссером с особым взглядом на мир, особым пониманием происходящего. Ей удавалось выражать собственный взгляд очень точно, ярко и глубоко. Если бы не Кира Георгиевна, я бы не смог открыть в себе большую долю своих актерских способностей, они бы где-то "спали" внутри ", - вспоминал о режиссере актер Георгий Делиев.
Кира Муратова - единственная из кинорежиссеров Украины, которая в 1995 году получила российскую независимую премию "Триумф" за большой личный вклад в мировую культуру.
В 2012 году режиссер создала свой последний, 22-й фильм "Вечное возвращение", премьера которого состоялась на VII Римском МКФ.
Она придерживалась проукраинской позиции. Выступала против российской агрессии в 2014 году, поддерживала Евромайдан и украинизацию кинематографа, когда фильмы в Украине начали сниматься на украинском, а не на русском языке.
Муратова ни под кого не подстраивалась, имела внутренний стержень. Фильмы, которые она сняла, запрещали, монтовали без ее ведома. Муратова снимала с титров имя, заменяла его протестующим "Иваном Сидоровым". Стала популярной во времена перестройки, но потом снова пошла в творческое подполье.
Комментарии