Большую часть своей пенсии житомирянка Зоя Бондарчук, 81 год, тратит на продукты. За 52 года стажа ей насчитывают 554 грн. Детей нет, потому рассчитывает лишь на свои доходы.
— Круп и муки я купила про запас еще летом, — говорит Зоя Яковлевна. — Живу неподалеку от продуктовых складов, на улице Баранова. Там продают оптом. Взяла, например, мешок гречки — по 2,40 за кило. А теперь она — по 5,05. Мешок картошки осенью купила по гривне за кило. Она теперь на сорок копеек дороже. Так экономлю.
В магазине покупает лишь хлеб. Буханки хватает на неделю.
— Почеревину покупаю на базаре, запекаю в духовке, — продолжает Бондарчук. — Ее продают по 20 гривен, но мне старой пару гривен сбрасывают. В магазине готовая — по 30 гривен за кило. Мне почеревины на неделю хватит. Много ем молока и творога.
За молочными продуктами ходит на базар у железнодорожного вокзала. Крестьяне из предместьев Житомира каждое утро привозят продукты дизель-поездами. Распродаются за два-три часа, и следующим рейсом возвращаются домой.
— Торгуют с асфальта, зато намного дешевле, чем на Житнем рынке, что в центре города, — рассказывает пенсионерка. — Творог и молоко все время покупаю у одной женщины, поэтому уверена в качестве.
Получив пенсию, Зоя Бондарчук сразу откладывает на оплату газа, электроэнергии и телефона.
— Летом это 30 гривен в месяц, — планирует расходы. — А зимой включаю отопительный котел, то на один только газ нужно сотню. Еще на 50 гривен покупаю разных таблеток.
У Зои Бондарчук собственный дом на 49 кв. м возле завода лекарственных трав. Это две комнаты с тесной кухней. За домом — участок в восемь соток. Засадила его земляникой и смородиной.
— Летом ягоду собираю — и на базар к вокзалу, — говорит женщина. — Еще укореняю побеги смородины на рассаду. Продаю ее весной. На ягоде и рассаде 500 гривен зарабатываю.
Смородина родит обильно, потому что пенсионерка удабривает участок пометом. Держит десяток кур.
— Сейчас покупаю им зерно, по 1,60 гривне за кило, в месяц два ведра нужно дать. А летом рву им траву возле железнодорожных путей. Соседки, бывает, принесут мне свеклы или моркови. Так я им яиц даю на бартер. Делаю себе бол тушку: взбиваю два яйца со стаканом молока, и ем с хлебом. Полдня сы та хожу, — смеется.
55-летняя Тамила, соседка Зои Бондарчук, за продуктами ездит в райцентр Андрушивка.
— В Житомире молочные продукты очень подорожали, — говорит женщина. — Полуторалитровая бутылка молока — шесть гривен. А в Андрушивке можно по три гривни взять. За маршрутку туда и обратно я плачу шесть гривен. Выходит, с двух бутылок молока дорога окупается.
Осенью в Житомир приехал передвижной цирк. Женщина взяла на квартиру пятерых артистов. В комнате жили месяц. Заплатили 500 грн.
— По вечерам выступали. Приходили поздно. Ужинали. После них столько объедков оставалось, что я их, бывало, полведра собирала. Было что моим курам дать.
Другая соседка, 77-летняя Ольга, тоже взяла квартирантов. За 250 грн сдает пристройку на две комнаты семье заработчан. Молодые супруги работают в хлебопекарне.
— В Житомире теперь полно людей из села, приехали на работу, — говорит Зоя Бондарчук. — Я тоже было приняла хлопчину. Платил мне за комнату 150 гривен. Оказалось, сирота. Его в армию забрали.
Ежемесячно пенсионерка умудрялась сэкономить до 50 грн. Их и весь заработок от смородины этим летом потратила на новый газовый котел — за 1,5 тыс. грн. В прошлом году купила первый в своей жизни цветной телевизор — за 1,1 тыс. грн.
Комментарии
23