Ексклюзивы
пятница, 06 января 2017 00:40

"Важно приучить украинцев к гибкому курсу гривни"

 

— Национальный банк сегодня не печатает деньги. Это — важная составляющая нашей политики, направленной на обеспечение низкой и стабильной инфляции. В прошлом году не потратили ни копейки на финансирование правительства, его проектов или таких предприятий, как Нефтегаз, — говорит заместитель главы Национального банка Олег Чурий, 46 лет.

Что влияет на курс гривни?

— Сейчас наша экономика зависит от экспорта двух продуктов — зерна и металла. Но Украина не может диктовать цену на эти товары. Да, мы входим в десятку мировых производителей металла. Но наша доля рынка маленькая — 1,5 процента. Китай занимает 50 процентов рынка стали. Мы полностью зависим от ситуации в этой стране. Будут наращивать производство стали или будут сокращать из-за проблем с экологией? Цена может резко упасть, и это негативно повлияет на наш платежный баланс. Раньше его выравнивали за счет роста долгов в иностранной валюте или тратили международные резервы. В конце концов это приводило к тому, что нам в долг никто уже не давал. Тогда имели валютный кризис.

То же касается и агропродукции. Украина — один из крупнейших производителей в мире. Но мы не определяем цену. Поскольку экспортируем преимущественно товары низкой переработки, которые очень зависят от мировых рынков.

Старая модель экономики уже не работает. Такая большая страна не может зависеть от экспорта двух товаров и мировых цен. Должны избавляться от сырьевого проклятия. Будущее только за производством товаров с высокой степенью переработки. Чтобы сделать шаг вперед, необходимы масштабные реформы. Сейчас инвесторы боятся вкладывать средства в украинскую экономику.

Какие именно реформы нужны?

— Судебная реформа — номер один. Антикоррупционная политика, реформа правоохранительных органов, государственной службы, государственных предприятий.

На какой курс украинцам ориентироваться в 2017 году? Тот, который заложен в госбюджете — 27,2–27,7 гривни за доллар?

— Заложенный в бюджете курс — расчетная величина. Построен на прогнозах Международного валютного фонда. Зависит от многих предположений: какими будут цены на металл, агропродукцию, энергоносители. Но прогнозы могут и не оправдаться.

Сейчас у нас гибкий курс гривни. Это результат спроса и предложения на рынке. Да, Нацбанк принимает участие в этом рынке. Выходит с интервенциями — скупает или продает валюту. Но по двум причинам. Первая — сглаживаем чрезмерные колебания курса, вызванные не рыночными, а ситуативными факторами. Вторая причина — накопление международных резервов.

Важно приучить украинцев к гибкому курсу. В чем заключалось зло фиксированного, который был в стране раньше? Компании и население забывали о рисках. Безответственно брали на себя обязательства в иностранной валюте.

Имеете в виду валютных заемщиков?

— Да. Люди смотрели на курс доллара по 5 гривен и брали валютные кредиты на квартиры по 200 тысяч долларов. Хотя зарплату получали в гривне.

Но банки сами поощряли украинцев брать кредиты в валюте.

— Я не снимаю с них ответственность. Это ситуация, в которой виноваты и банки, и население, и Нацбанк. В других восточноевропейских странах происходило то же. Например, в Польше массово брали кредиты в швейцарских франках.

По вашим словам, НБУ не может влиять на наличный курс. Как оцениваете то, что в стране существует несколько курсов валют?

— Есть два сегмента валютного рынка — межбанковский валютный рынок и наличный. Курсы валют там отличаются. Нацбанк не видит в этом больших проблем. Например, в Европе обменный курс и межбанковский никогда не равны друг другу. Для простых украинцев эта связка является больше психологической.

Формально на наличном рынке покупает и продает валюту население. Если посмотреть статистику с 2010 по 2014 год, то "население" купило в банках 40 миллиардов долларов. Огромная цифра. Сейчас международные резервы Украины составляют около 15 миллиардов долларов. Если разобраться, кто именно покупал валюту, то окажется — по большей части это был вывод капитала. Сейчас этот канал полностью закрыт. Благодаря внедренным Нацбанком ограничениям на валютном рынке.

Мы запретили банкам покупать валюту у экспортеров и продавать населению. С другой стороны, финучреждения могут скупать валюту в населения и продавать импортерам. В 2016 году банки выкупили у украинцев 2,5 миллиарда долларов.

Население не доверяет национальной валюте. Сбережения держат в долларах.

— Это рациональное поведение. В стране был экономический кризис, гривня обесценилась втрое. Люди потеряли сбережения, до сих пор не доверяют банкам.

НБУ вышел на финишную прямую в очистке банковской системы. Но и у банков уже нет значительной потребности привлекать депозиты населения, чтобы получить ресурсы. Например, некоторые финучреждения не принимают валютные вклады. Банки имеют большие ресурсы для кредитования и без привлечения депозитов. Но находятся в том же состоянии, что и инвесторы. Они не уверены, вернут ли свои деньги, если начнут кредитовать.

Посоветуйте, как украинцам хранить сбережения? Есть ли альтернативы депозитам?

— Если люди не доверяют национальной валюте, могут размещать депозиты в иностранной. Государственные банки предлагают пока еще высокие процентные ставки. В долларах или евро — это как кому нравится. По гривневым депозитам ставки также довольно высокие.

Еще интересный инструмент — 5-летние облигации Министерства финансов. Но для населения, к сожалению, он достаточно сложен.

Сейчас вы читаете новость «"Важно приучить украинцев к гибкому курсу гривни"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть