4 ноября столичная власть повысила плату за проезд в общественном транспорте. Жетон в метро стоит 2 грн — вчетверо дороже, чем в прошлом месяце.
— Себестоимость поездки в подземке составляет 1,68 гривни, — объясняет Петр Мирошников, 51 год, руководитель коммунального предприятия Киевский метрополитен. — Учтите, что многие льготники ездят бесплатно. Стоимость жетонов и месячных проездных не меняли с 2000 года.
С продажи проездных и жетонов метрополитен доныне получал 235 млн грн в год. Из городского бюджета — еще 300 млн грн. Этих средств недостаточно. На 2009-й подземке нужно 1,1 млрд грн на зарплаты, электроэнергию, ремонт вагонов и станций. Всего там работает 8,3 тыс. лиц. Средняя зарплата — 3 тыс. грн. Потому и повысили плату за проезд.
Убытки могли бы покрыть доходы от рекламы. Ее расклеивают над дверями, в простенках, окнах, потолке и перилах вагонов. Рекламные ролики показывают на мониторах. Их по шесть в каждом вагоне. Большими плакатами обклеены стены, потолки, колонны и полы подземных станций. Можно рекламировать и на светильниках и стенах эскалаторных тоннелей.
— На рекламе предприятие зарабатывает почти 7 миллионов гривен в год, — заверяет Мирошников. — Расценки за аренду рекламной площади устанавливает Киеврада. Пока квадратный метр рекламной площади в вагонах стоит 15–30 гривен.
Столичное метро — наилучшее место для рекламы, считают промоутеры. Потому что ежедневно в нем ездят 2,2 млн пассажиров. Например, фирма "Кинофест" за небольшую цветную нашлепку над вагонными дверями берет до 20 тыс. грн в месяц. На одном вагоне ежемесячно зарабатывает 250 тыс. Если обклеить его рекламой снаружи — еще больше. Всего в столичном метро 664 вагона.
Право на продажу рекламных площадей имеют несколько частных компаний. Они отдают в городскую казну лишь незначительную часть своего дохода.
— Метрополитен продал эксклюзивные права на размещение рекламы трем фирмам. Они перепродают рекламные площади меньшим фирмам с накруткой, — объясняет Дмитрий Чепур, 42 года, директор столичного рекламного агентства "Инициал".
" ГПУ" посчитала, что в настоящее время рекламодатели отдают за свое размещение в метро 178 млн грн в год.
— Даже если увеличить плату втрое, заказчиков не станет меньше, — считает Чепур. — Потому что расходы окупаются с лихвой. — Вот в Москве, например, реклама в метро в десять раз дороже. А от фирм-посредников стоит отказаться. Тогда доходы от рекламы (250 млн грн в год. — " ГПУ") шли бы в городской бюджет, а не частникам. Для этого метрополитен должен создать свое рекламное подразделение.
Увеличение дохода от рекламы позволило бы снизить плату за одну поездку в столичном метро до гривни. Метрополитен все равно будет работать с прибылью.
19 ноября первый вице-премьер Александр Турчинов заявил после проверки: повышение платы за проезд в Киеве необоснованное. Проезд должен стоить гривню. А доходы от рекламы метрополитена занижены в 25 раз.
— Комиссия может лишь посоветовать снизить тарифы. Пока не будет решения Киеврады, никакой уценки не будет, — говорит руководитель пресс-службы метрополитена Надежда Шумак.
Годовой проездной будут давать в кредит
В конце ноября в Киеве начали продавать проездные билеты. Срок действия — один год, с 1 декабря 2008 года до 30 ноября 2009-го.
Годовая карточка на один вид транспорта стоит 365 грн. На два, например, метро и трамвай — 575 грн.
Проездной на все виды общественного транспорта — 799 грн. Стоимость установили из расчета, что пассажир ежедневно будет иметь че тыре -пять поездок. Тогда каждая будет стоить немногим больше 50 коп.
Годовые проездные обещают продавать в кредит.
Комментарии
4