- В сельском хозяйстве не хватает трактористов, слесарей, токарей. Зато есть излишек юристов, бухгалтеров, экономистов. На поле некому работать, - говорит президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса, 42 года. Он возглавляет совет по вопросам агропросвещения при Министерстве образования и науки.
Государственная служба занятости среди пяти наиболее востребованных специальностей назвала агрономов. Почему их не хватает?
- Работать агрономом непросто. Это должен быть хороший биолог, химик, технолог. Должен жить в селе, быть постоянно на поле. Молодые специалисты менее 5-6 тысяч гривен не получают. Агрономам предприятия предоставляют машину, телефон, жилье. Максимальная зарплата - 10 тысяч долларов. Но в большинстве случаев вопрос не в деньгах. Выпускники вузов не хотят возвращаться в село.
Аграрные вузы сейчас больше всего выпускают экономистов, менеджеров, бухгалтеров. 90 процентов студентов избирают профессию по совету родителей, по данным опроса Украинского клуба аграрного бизнеса.
В Украине есть 17 аграрных вузов, две сельхозакадемии, 91 аграрный техникум и колледж. С чего надо начинать реформу, чтобы учебные заведения выпускали востребованных специалистов?
- Аграрных вузов должно быть четыре-пять. Надо взять за основу имеющие материально-техническую базу. Развивать их дальше. Остальные должны заниматься профессиональной учебой. Готовить специалистов, на которых есть спрос. Это уровень техникумов, профтехучилищ.
Материальная база техникумов позволяет подготовить специалиста, который потом сядет за руль дорогой техники?
- Последние 25 лет этим никто не занимался. Техникумы переименовали на колледжи. Большинство забрали университеты в свое подчинение. Основная задача органа, созданного при Министерстве образования, - дать возможность бизнесу сказать свое слово. Чего он ожидает от образования. Потому что до сих пор учебные заведения давали дипломы непонятно кому. Бизнес был сам по себе. Министерство образования и науки - тоже само по себе. Сейчас мы объединились и начали эту тему обсуждать. Надо, чтобы предприятия брали больше практикантов. Потому что студенты учатся и пять лет не видят трактора. А потом жалуются, что выпускают плохих специалистов.
Я встречался с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Сказал ему - надо объединять усилия бизнеса и власти. Аграрные предприятия инвестируют миллионы долларов в сельскохозяйственную технику. Например, современный опрыскиватель "Джон Дир" стоит почти 450 тысяч долларов. А посадить на него некого. Предложил премьеру, чтобы профтехучилища отдавали в долгосрочную аренду аграрным предприятиям. Они будут заказывать учебным заведениям готовить необходимых специалистов. И будут финансировать их подготовку.
Назовите специальности, востребованные в ближайшие 10-15 лет.
- Агрономы, ветеринары, зоотехники, трактористы, доярки. Работа есть во всех областях. Сложнее всего с кадрами на севере Черниговщины, Житомирщине. Более-менее нормальная ситуация в Полтавской, Черкасской, Винницкой областях.
Труд в сельском хозяйстве непрестижен среди молодежи. Как это изменить?
- Высокие зарплаты не помогут. Агросектор до сих пор ассоциируется с кирзовыми сапогами, фуфайкой. Государство по меньшей мере должно построить дороги. Но сначала стоит разобраться - где местные, где государственные. До сих пор не знаем, кто отвечает за сельские дороги. Местная власть не хочет брать их на баланс, потому что у нее нет денег. А центральная говорит - это ваше, разбирайтесь сами.
Если посмотреть на список нынешних студентов аграрных вузов, то 60 процентов - из сельской местности. Украинский клуб аграрного бизнеса проводил опрос, сколько хотят вернуться работать в село. Такое желание высказали 20 процентов.
Несколько лет назад недоставало программистов. Работодатели устраивали курсы, брали студентов третьего курса на работу. Можно ли похожую схему внедрить в агросекторе?
- Программисты не живут в селах. Большинство - во Львове, Киеве и Одессе. Молодые люди хотят комфорта.
Парень поехал работать агрономом в село на Полтавщине, компания купила ему дом. Познакомился с девушкой, женился. Для нее тоже нашли работу. А дальше начались проблемы - в селе школу закрыли, потому что там было 50 учеников. Ребенка надо возить за 32 километра на учебу. Агроном просится - пустите меня жить в Полтаву, потому что распадется семья. Согласен ездить на работу за 70 километров.
Предприятия приглашают работать иностранцев?
- Раньше было много немцев, голландцев. Возможно, через два-три года с ростом спроса на аграрные специальности иностранцев будет больше. Они интересны агробизнесу качеством образования. В чем преимущество немца? Он закончил учебное заведение. Короны на голове нет. Сегодня руководит полем, завтра - сел на трактор. Надо возить навоз - будет возить. А некоторые наши выпускники хотят, чтобы им дали машину, телефон, жилье. Они только будут сидеть в офисе и руководить.
Европейцы не попадаются на кражах, откатах. Потому что это еще одна проблема нашего сельского хозяйства. Большие зарплаты не спасают. Получают 20 тысяч гривен, а одна канистра средства защиты растений стоит 150 тысяч. И часто возникает желание продать ее где-то на стороне.
Рассказываешь, что у тебя работает 500 человек, из них - 100 охранников. А руководители заграничных компаний просто не понимают этого. Количество охранников на гектар земли в Украине самое высокое в мире.
Как нехватка кадров влияет на работу компаний?
- Это можно сравнить с такой ситуацией. Вы купили авто в кредит, а ездить не умеете. Начинаете на нем тренироваться. Фару разбили, заехали не туда. То же происходит в агросекторе. Выделяются огромные средства на технику, семена, средства защиты растений. Если люди не понимают, что это такое, то фактически тренируются на ваших деньгах.
Украинцы массово едут собирать ягоды, овощи, фрукты в Польшу, Германию. А дома не хотят работать в сельском хозяйстве. Почему так происходит?
- Знакомый со Львовщины посадил в своем селе клубнику, малину. Поставил такую же зарплату, как в Польше. Местные все равно поехали на заработки за границу. Для сбора ягод ему пришлось возить людей из Херсона.
У нас много популизма относительно рабочих мест. Приезжаешь в любой регион. Местная власть просит - создавайте нам рабочие места. Хорошо, создали. Но около каждой молочной фермы надо ставить гостиницу и возить работников. Потому что местные не идут работать.
780 километров преодолел Алекс Лисситса по пути Святого Якова, пролегающем через Францию и Испанию.
- Дорога идет через французские Пиренеи к океану. В плане альпинизма - не самая сложная. Но психологически трудно. Ты познаешь, что в жизни для тебя важно. Происходит духовное очищение. После 27 дней пешего хода с рюкзаком, ночевки в монастырях с массой незнакомых людей - вернулся в Украину. Создали с коллегами "Украинский клуб аграрного бизнеса".
Изменил имя и фамилию
Родился 23 апреля 1974 года в селе Тельное Корюковского района на Черниговщине. Самый младший в семье. Имеет двух старших сестер и брата.
В 1996 году закончил столичный Национальный аграрный университет по специальности "Экономика предприятий". Поехал учиться в Берлинский университет им. Гумбольдтов. Получил научную степень.
- Когда ехал в Германию, у меня был советский загранпаспорт. Других тогда не давали. Там использовалась французская транскрипция. Мое имя и фамилия - Алексей Лисица, писалось как Alexei Lissitsa. Научные публикации выходили под этим именем. В 1998 году правительство Украины изменило транскрипцию в паспортах. И я стал Oleksiy Lysytsya. Фамилию писали через три буквы "y". Это было непонятно для иностранцев. Поэтому изменил имя и фамилию, - рассказывает Алекс Лисситса.
С 2007-го возглавляет ассоциацию "Украинский клуб аграрного бизнеса". В 2013 году стал генеральным директором Индустриальной молочной компании. Знает немецкий, английский, испанский языки.
Комментарии