17 апреля, в Страстную пятницу, житель села Вита Почтовая, что в 7 км к югу от Киева, Анатолий Старосвитский, 44 года, убирает могилы родителей. Они похоронены на Южном кладбище. Заказал венок за 100 грн.
— Не маленький, но и не самый шикарный, — объясняет. — На проводное воскресенье принесу обед. Возьму колбасы, сыра, рыбы, конфет, два кулича. В 300 гривен думаю уложиться.
26-летняя Елена Слипчук из Краматорска Донецкой области убрала перед Пасхой могилу бабушки:
— Продукты берем напополам с родителями. Куплю килограмм конфет, четыре кулича, колбаски, сыра. Мама пожарить рыбу и запечет мясо. Возьмем водку. Гривен в 200 уложимся. У нас на кладбище гуляют до вечера. Съедят свое, потом идут еще "догоняться". Прикупают водку, закуску. Возле кладбища в Краматорске есть киоски с шашлыками и выпивкой. До вечера там съедают все. А могилы нужно убирать заново, потому что соседи засыпают их мусором.
Винничанка Ольга Семчишина, 59 лет, собирается побывать на пяти кладбищах. Могилы родителей — в селе Могилевка Жмеринского района. Муж похоронен в Виннице. Свекровь со свекром, двоюродные сестры, бабушка с дедушкой — также на разных кладбищах. Брат — в другом городе.
— Покупаю всем 60 и скусственных букетов, — говорит Ольга. — Родителям подороже, по 20–25 гривен. Другим — по 3. Заводские куличи можно взять оптом, по 5 гривен. Домашние получаются дороже. На проводы покрашу 60 пасхальных яиц. На каждую могилу нужно по два. Возьму запеченный сыр, домашнюю колбасу, готовлю несколько салатов. На панихиду священникам даю по 10 гривен.
Женщина потратит приблизительно 600 грн.
Заводские куличи можно взять оптом, по 5 гривен
35-летняя Виктория Натусина из Харькова поедет на могилу своего пса Загри. Кладбище животных расположено в поселке Бабаи, недалеко от областного центра.
— У меня, кроме пса, никого не было. Умер два года назад. Немало людей сначала идут к родным, на кладбище людей. А после — на собачье. На могилы людей кладут пасхальные яйца и конфеты. А псу принесу пару сосисок. Собираемся на кладбище компаниями, там и обедаем.
Жительница райцентра Чечельник Винницкой области Мария Нактинис, 51 год, ухаживает за могилами соседей Рябищуков:
— Их дети за рубежом, не приедут. Прислали мне 70 долларов. Перезвонили, чтобы я обсадила могилы астрами, бархатцами, тюльпанами, покрасила оградки и убрала, а в проводное воскресенье положила пасхальные яйца и конфеты.
У Ларисы Романюк из Винницы 30 заказов по уборке могил:
— У меня есть такие клиенты из-за границы. Не могут приехать, поэтому ухаживаю за могилами их родственников. Беру по 10 долларов. Деньги присылают по электронному переводу. Дополнительно оплачивают расходы на краску, рассаду, транспорт. Покупаю венки, выпалываю сорняки, сажаю цветы. Бывает, на одном кладбище по пять-шесть могил за раз убираю. Мне пишут ряд, место и фамилию умершего. Хуже — на сельских кладбищах. Там много однофамильцев, а разметок нет. Не раз было, что убирала не те могилы, — говорит Романюк.














Комментарии