30-летний Юрий Мельничук из Умани Черкасской области работает чернорабочим в небольшой ремонтно-строительной фирме. Отделывает коттедж в Бортничах, южной окраине Киева.
— Устроился по знакомству, — рассказывает. — Хозяин дал мне несколько дней испытательного срока, проверял, что я умею. В мае оформил на работу. Тогда на фирме работало 20 человек. Один делал штукатурку, второй — полы. Был мужик, который монтировал бассейн. Чернорабочий замешивал раствор и подносил его мастерам. Хозяин только присматривал за работой. До конца лета уволил большинство рабочих. Первыми ушли любители побухать. Остались самые шустрые. Теперь хозяин вместе с нами плитку кладет. Оставил в фирме только три рабочих.
Юрий будет облицовывать плиткой, клеит и красит обои. Говорит, работы добавилось.
— Сам ведра таскаю. Некоторым работам учусь пошагово. Хозяин все умеет, научился в Португалии. Показывает, как делать, а мы повторяем. Я стараюсь выходные не брать. Максимум один день в неделю. Поеду домой, родных увижу — и возвращаюсь. Лучше лишнюю копейку заработаю. Графика нет. Могу начать перед полуднем. Но до вечера роботу нужно сдать, потому что деньги не получу.
Год назад Юрий работал монтажником. Строил большие склады около спорткомплекса "Чайка". Это в западном пригороде столицы.
— Это была большая фирма. Зарплату платили стабильно, четыре тысячи в месяц. Работа нетяжелая. Осенью 2008-го фирма обанкротилась. Владелец понабирал кредитов. Платить не смог. За долги банки позабирали всю технику. Зарплаты рабочим до сих пор не отдал. Мне фирма должна больше семи тысяч гривен, — говорит Мельничук.
Стараюсь выходные не брать. Лучше лишнюю копейку заработаю
На новой работе он договорился о поденной оплате труда. Получает по 100–150 грн. За месяц набегает 3 тыс. грн, на 1000 меньше, чем в прошлом году. Юрий ночует в коттедже, который строит.
— Раньше не штрафовали. В прошлом году был случай, кто-то разбил бетонный подоконник. Он дорогой. Его списали. А теперь придется платить штрафы. В коттедже ставил межкомнатные двери, чуть повредил обивку. Хозяин заметил. Пришлось из собственного кармана выложить 400 гривен. Шеф говорил, как закончим этот объект, возьмемся за частный стоматкабинет. У него есть полно заказов на ремонт коттеджей под Киевом.
Строительная отрасль от кризиса пострадала больше всего, говорит директор компании "СМ консалтинг" Сергей Марченко, 34 года. Он специализируется на подборе персонала. Большинство предприятий закрылись. Многие строители остались на улице.
— В настоящий момент работы хватает, но зарплаты снизились, — убежден Марченко. — Заказчики ссылаются на кризис и платят меньше. Частники оставляют минимум работников.
В прошлом году чернорабочие получали 4–5 тыс. грн в месяц. В 2009-ом — до 4 тыс. Больше всего упали зарплаты крановщиков. Раньше они получали до 8 тыс. грн. Теперь вдвое меньше, приводит статистику Марченко. Искать рабочие места он советует в специализированных газетах и журналах. Например, в "Предлагаю работу".
Комментарии
2