Киевлянка Валентина Черевань, 41 год, скупает антикварную посуду. Потому что ее стоимость ежегодно растет.
— К этому приучил дед-дворянин, — показывает чашку немецкой фабрики "Розенталь", изготовленную в начале ХХ в. Белый фарфор расписан золотом. — Такой сервиз стоит от 400 до тысячи долларов. Ценят также фарфор фабрик Свешникова и Корниловых. Хочу купить картину на фарфоре работы Филиппа Розенталя. Стоит такая 10 тысяч гривен. Фарфор выгоден тем, что его поставил в сервант — и не думаешь, что украдут. Немногие из воров разбираются в нем. Через год эта ваза будет стоить, как минимум, на 200 долларов дороже.
Наталья Ковалева, 27 лет, жительница столичной ул. Борщаговская, продала по $100 две немецкие фарфоровые фигурки:
— Нашла их на бабушкином чердаке. Прадед прихватил их как трофей из Германии. Одна статуэтка — герцогиня, другая — пастушка. В антикварном салоне рассказали, что такое ценят только в бывшем Союзе. В Европе этого добра хватает.
30-летний Андрей из Черкасс старинные вещи скупает по селам. Начал в 1995-м.
— У меня уже глаз наметан. Общаюсь с перекупщиками, читаю специальную литературу, — смеется. — Ордена, медали, старые утюги, монеты, ожерелья продаю на Интернет-аукционе "Ибей", www.ebay.com. В 1998-м мне крупно повезло. Зашел к бабульке, а там такая мебель! Я старушку не обидел: 200 баксов дал. А перепродал немцу за 4 тысячи долларов. Хотя можно было и дороже взять. Сразу взял себе двухкомнатную квартиру в Черкассах.
В Украине мало коллекционеров, поэтому антиквариату продают немногие. Лучше ездить по него в Москву, советует Андрей. Крупные торги устраивают в Измайловском парке и на пл. Тишинской. Посуда, картины, книжки, медали там дешевле. Больше всего скупают их англичане, немцы, французы и австрийцы. Утюги или радиоприемники их не заинтересует.
Немногие из воров разбираются в фарфоре
41-летний Федор Зернецкий, гендиректор аукционного дома "Эпоха", что на столичной ул. Кудрявской, советует покупать живопись.
— Некоторые работы за несколько лет подорожали почти что в десять раз. Например, в 1998 году за картину польско-украинского художника Вильгельма Катарбинского давали 1500 долларов. В 2002-м она уже стоила 100 тысяч. В моде украинские живописцы Пимоненко, Левченко, Соколов, Святославский, Костанди. Шишко или Глущенко несколько лет назад стоили несколько тысяч долларов, а сейчас сотни тысяч. Из-за кризиса цены будут расти не так быстро — 10 процентов в год. Поэтому самые ценные вещи антиквары придерживают до лучших времен. На продажу выставляют третий сорт.
В последнее время стали популярными старинные иконы. Их коллекционируют украинские политики. Зернецкий демонстрирует Смоленскую Божью Матерь. У нее серебряный оклад весом почти 8 кг. Антиквар оценивает ее в $100 тыс. Считает, что через два-три года ее стоимость вырастет в полтора-два раза.
— Удачное вложение — османское оружие, — продолжает директор. — Обычный меч конца XVII века год назад стоил 15 тысяч долларов. Сегодня коллекционеры платят вчетверо больше, только давай. Этот комод времен Екатерины Второй с изображением батальных сцен Петра Первого я купил в 1993-м. Отдал 3 тысячи долларов. Сегодня за него предлагают 200 тысяч. А там, гляди, и полмиллиона предложат.
— Вот орден святого Владимира конца XVIII века. Всего в мире есть 174 таких награды. Пять лет назад за него давали 20 тысяч долларов. Теперь — 50 тысяч.
Покупать старинные вещи лучше в специализированных салонах, советует Зерницкий. Так меньший риск приобрести подделку или ворованную вещь.
Комментарии