Автобус на Варшаву выезжает из Луцка в 18.00.Через полчаса пассажиры начинают кучковаться, достают водку и закуску.
— У нас здесь компания, друг друга знаем, — говорит пассажир 26-летний Анатолий.
Живет в Луцке, закончил местный университет. Работать в школе не хотел. Ездит "челноком" в Польшу. Везет за границу сигареты и спиртное. За полчаса до границы Анатолий поднимает футболку. Обматывает тело капроновыми чулками, за них запихивает тонкие блоки белорусских сигарет "Минск". Еще несколько пачек разбрасывает по карманам.
— Люди еще водку возят, а мне сигарет хватает. Мотаюсь на Польшу трижды в неделю, — объясняет Анатолий.
Автобус проверяют украинские пограничники. Дальше — польская таможня. Пассажиры вглядаються в окна. Опознают польских таможенниц. Одну зовут Жирафой. Другую — Гестаповкой. За безжалостность к контрабандистам, говорит Анатолий. Автобус становится у зала контроля. Пассажиры с сумками идут туда. Между тем таможенницы осматривают салон и моторный отсек. Люди по очереди выкладывают вещи на длинный стол. Кое-кого просят открыть сумки. Пассажиры нервничают. Женщина лет 30 и двое немного старших мужчин распихивают по карманам пачки сигарет. Один несколько пачек закидывает за пояс. Пустую упаковку прячут за огнетушителем.
Лучанка 45-летняя Леся ездит в Польшу 15 лет. У нее короткая стрижка. Одета в футболку навыпуск и в штаны с накладными карманами. Там можно спрятать много сигарет.
— Муж работает в Луцке на подшипниковом заводе. Мало получает. А я с контрабанды выучила двух детей. Теперь зарабатываю, чтобы устроить их на работу, — говорит Леся.
Просит пронести две пачки сигарет. Таможенник проверяет наши сумки. Возле него — насыпью куча конфискованных сигарет. У женщины в очках изымают все сигареты. Она падает на колени, просит не забирать товар, потому что ей нужно кормить детей. Ей выписывают штраф.
— Естим кавалер, — отвечает таможенник. Мол, не женат, детей не имеет.
Между тем другая пассажирка, которая уже прошла осмотр, тянет из кучи несколько пачек и спешит к выходу. Таможенник бросается за ней.
— Пани цап-царап и хап! — поляк отбирает краденое курево, берется проверять следующего пассажира.
Анатолий шепотом объясняет: ввезти можно только две пачки сигарет. За большее количество берут штраф от 150 до 600 злотых. То есть 450–1800 грн.
— Таможенники должны сжигать этот конфискат. В действительности же продают, — говорит Анатолий. — Мы можем сбыть свой товар в кафе неподалеку от границы. Или же завезти в Люблин или Варшаву.
В Украину "челноки" везут цветы в вазонах. Преимущественно орхидеи. Также набирают 600–700 кг мяса. В Польше покупают оптом приблизительно по 20 грн за килограмм.
— Завозить столько в Украину нельзя, но с нашими таможенниками договориться проще, — говорит Анатолий.
За час все проходят проверку. Автобус отправляется на Варшаву. Анатолий достает недопитую бутылку водки.
— Нужно нервы успокоить, — объясняет.
Сигареты "Минск" он покупает оптом по 4,47 грн за пачку. Из Беларуси в Украину их тоже ввозят контрабандой. В Варшаве пачку сбывает по 4,5 злотого. То есть по 14 грн. За неделю "челнок" зарабатывает на контрабанде до $500.
Мирослава МИГИДЮК
Комментарии
10