- Если "Регионы" объявляют, что заплатили за парламентскую кампанию 218 миллионов гривен, можем говорить о настоящей сумме свыше 300 миллионов, - рассказывает политтехнолог 40-летний Денис Богуш.
Все политические партии отчитались Центризбиркому о своих расходах на парламентскую избирательную кампанию-2012. Это предвидено законом о выборах.
- Обнародованные данные - лишь официальная часть расходов: телереклама, полиграфия, внешняя реклама, - продолжает Денис Богуш. - В действительности расходы значительно больше. Неучтенными наличными оплачивали работу штабистов, агитаторов в округах, в каждом из которых по 200 сел. Также приблизительно 30 процентов денег украли партийцы на местах. Поэтому к обнародованной сумме следует добавить, по меньшей мере, половину.
В заявленных суммах не учтены расходы мажоритарщиков, которые вели кампанию с логотипом партии. Должны принимать во внимание эти деньги, независимо от того, оплачивали ли кандидаты кампанию со своего кармана, или из партийного. Мажоритарщики потратили от 1 до 5 миллионов долларов. В среднем - 3. В целом по стране на мажоритарку ушло еще 600 миллионов долларов. Поэтому цена выборов в Украине - свыше миллиарда долларов. Половина суммы осела в карманах агитаторов, наблюдателей, членов окружных избирательных комиссий.
Эффективность использования бюджетов зависит от партий. Наталья Королевская официально потратила на "Украину - Вперед"! свыше 60 миллионов гривен, а имеет результат в 1,5 процента. А вот 10 процентов голосов "Свободе" дались дешево.
Партия регионов так много потратила, потому что не имела ключевого сообщения электорату. На прошлых выборах оно было - "Строим новую страну". Люди поверили, потому что шла новая команда с идеей реформ. В период этой кампании спели "Руїну подолано, стабільності досягнуто"". Вложили большие деньги, а народ им не верил. Поэтому "регионалы" тратили средства наименее эффективно среди пяти проходных партий.
В России выборы обходятся партиям еще дороже. Прежде всего, из-за больших расстояний. Да и воруют там больше.
Комментарии