
- Решил рискнуть - потратил сэкономленное за три года на бизнес, - рассказывает киевлянин Александр Василевский, 36 лет. В прошлом году за 90 тыс. грн купил киоск быстрой еды на столичном просп. Правды.
- Я работал в этой сфере, поставлял подержанные кофейные аппараты в такие заведения. Сразу видно, убыточная точка или нет. В этом киоске люди были всегда. Хозяин снизил стоимость бизнеса, потому что имел долг перед работниками - около 20 тысяч гривен. Говорил, что не справляется с киоском из-за болезни.
У Василевского работают двое продавцов-пекарей посменно. Получают по 6 тыс. грн зарплаты. Торгуют пирожками с начинками. Ежемесячно Александр имеет с киоска около 8 тыс. грн дохода.
- Это на тысячу больше, чем я зарабатывал в фирме по продаже кофемашин. За четыре месяца хорошо наладил процесс, начал тратить на бизнес около четырех часов в день. Хорошо, что к точке люди уже привыкли, покупатели есть всегда. Скупаются здесь в обеденный перерыв. Если бы сам начинал это дело, то пришлось бы несколько лет завоевывать рынок. А так ежедневно только забираю кассу.
Готовый бизнес продают через специальные интернет-сайты. Можно купить парикмахерскую, киоск по ремонту обуви, изготовлению ключей. Стоят 80-160 тыс. грн.
- Я купил автомойку за 170 тысяч гривен, - рассказывает киевлянин Олег Куницкий, 39 лет. - За два года она еще не окупилась. Хоть должна была приносить прибыль через год. Оказалось, что предыдущий владелец несколько лет не платил за электроэнергию, полгода покупал автошампунь в долг. Хорошо, хоть налоги и зарплату работникам исправно платил.
Мойка рассчитана на обслуживание двух машин сразу. Есть гостевая комната с телевизором.
На мойке работают пятеро - администратор и четыре мойщика, которые выходят на работу посменно.
- Будто нормальные ребята, но поймал на краже. В кассу клали не все деньги. Уволил всех четырех. Набрал новых. Так один из них испортил сидение в дорогом БМВ. Уронил сигарету во время уборки. Летом за день на мойку заезжали две-три машины. А к конкурентам - 20-25. Спросил некоторых автовладельцев, почему не едут ко мне. Сказали, что некачественно моют и долго.
В прошлом году Куницкий вложил в мойку еще 55 тыс. грн. Установил видеокамеры, чтобы контролировать работу персонала.
- Количество клиентов увеличилось. Мойка начала приносить доход. По крайней мере 10 тысяч в месяц от нее имею. Однако жалею, что купил готовый бизнес. Надо было самому начинать дело.
80% продаваемых бизнесов являются проблемными, говорит 28-летний Тарас Радзивил, эксперт консалтинговой компании "ОВБ Алфинанц Украина" из Львова.
- Никто не будет продавать курицу, которая несет золотые яйца. Обычно есть какие-то проблемы с документацией, рентабельностью, увеличением платы за аренду. Лишь 20 процентов бизнесменов избавляются от собственного дела из-за изменения интересов или личных обстоятельств. Преимуществом покупки готового бизнеса является то, что не нужно искать клиентов, персонал, поставщиков. Думать, где снять помещение.
Более надежным вариантом является покупка части бизнеса.
- Второй владелец будет заинтересован, чтобы бизнес развивался. Большинство партнеров рано или поздно ссорятся, а потом не могут разделить общее дело. Поэтому сразу нужно заключить соглашение, в котором будет описано, как распределить имущество в случае конфликта владельцев.
Покупка бизнеса происходит в несколько этапов.
- После обзора объекта покупатель заключает с продавцом соглашение о намерениях. Указываются все условия и нюансы, о которых договорились устно. Этот документ должен заверить нотариус. Такая услуга обходится в 300-500 гривен. Соглашение о намерениях не обязывает ни к чему. Это декларация на бумаге, что вы, скорее всего, купите бизнес. Потом проверяют дело. Желательно привлечь юристов. Если все в порядке, заключают окончательное соглашение, которое тоже заверяют у нотариуса.
Что надо проверять будущему владельцу
- Должно насторожить, если все завязано на одном лице. Есть опасность, что бывший хозяин покупал товары с какими-то преференциями у знакомых. А вам так не будут продавать.
- Стоит обратить внимание на оборудование. Иногда продают бизнес, когда видят, что оно исчерпало свой ресурс.
- Проверьте подобные бизнесы в районе. Причиной продажи бизнеса может быть появление сильного конкурента.
- Если помещение, где ведется бизнес, арендованное, стоит проверить соглашение аренды. Возможно, бизнес продают из-за увеличения платы. Или владельцы не планируют больше сдавать помещение в аренду.
- Часто предприятие зарегистрировано для одного вида деятельности, а занимается другим.
Комментарии