Оплеты живут на углу ул. Шухевича и Парковой в районе Старого парка. Одноэтажный дом летом поштукатурили в розовый цвет, низ стен облицовывали вишневой гранитной плиткой.
— Когда дом нештукатуреный был, его не трогали. По кирпичу неинтересно было писать. А как только мы его покрасили — сразу получите, — Наталия показывает боковую стену возле тротуара. По ней черной краской выведены иероглифы. Плитка заляпана белыми надписями. — Пытались смывать краску — не выходит. Знакомые посоветовали купить автомобильный растворитель, которым смолу отчищают. Может, плитку отмоем. А стену нужно перекрашивать. Сосед рассказывал, что в ту ночь, уже под утро, видел двух молодых мужчин, лет по 20. Одеты были как неформалы. Мы написали заявление в милицию.
Дома в районе Старого парка граффитчики обрисовывают чаще всего. Страдают также здания в центральной части города. Мэрия обещает 1700 грн вознаграждения тем, кто поможет поймать нарушителей. За уничтожение фасадов за год в Тернополе оштрафовали 30 человек. Они преимущественно несовершеннолетние, потому штраф 340–1360 грн платили родители.
— Наибольшая проблема в том, что надписи граффитчиков трудно стереть. Мы испытывали отечественный пескоструйный аппарат, который должен был бы чистить стены от надписей. Но он себя не оправдал, вместе с краской снимает и верхний слой штукатурки, — рассказывает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Тернополя 49-летний Олег Соколовский. — Фирма-производитель обещала предложить другую модель. Пока испорченные места на стенах просто зарисовываем в тон фасада.
Тернопольский художник и граффитчик Сергей Василишин, 35 лет, не думает, что надписи на стенах портят их вид.
— Большинство фасадов и так серые и ободранные. А если обрисовали новую стену, то я тоже не считаю это вандализмом, — заверяет. — Это вид искусства, способ самовыражения. Наказывать за такое не стоит. Вспомните художников— абстракционистов начала ХХ века. Их тоже не понимали. Картины рвали, а над авторами смеялись и прогоняли с выставок. Теперь их произведения за миллионы баксов покупают. Может, со временем и это уличное искусство оценят.
Василишин стены не обрисовывает. Говорит, когда был подростком, такое течение не было популярно.
СТОЛЬКО гривен стоит зарисовать граффити 1 кв. м фасада
баллончиком средней стоимости. Возобновить "квадрат" поврежденной стены стоит в
десять раз дороже. В сумму входит цена штукатурки, краски украинского
производителя и проведенных работ. Если фасад не гладкий, имеет неровности,
штукатурки понадобится больше, стоимость вырастет.
Для борьбы с граффитчиками в центральной части Львова ввели видеонаблюдение и
усилили присмотр патрульных. Для рисования уличным художникам выделили
специальные площадки. В Галицком районе — это стены в скверах на ул. Витовского
и Коперника. В Шевченковском — в подземном переходе на ул. Хмельницкого и стена
на ул. Тоннельной.
— Мы просили ребят воссоздавать на стенах мотивы Львова, — говорит Александр Удовенко, 50 лет, из Шевченковской райадминистрации. — Но продержались они недолго. Начала появляться свастика. Придется ее закрашивать.
Городское управление семьи, молодежи и спорта приглашает граффитчиков приобщиться к проведению всех городских праздников. И популяризировать свое искусство цивилизованным способом.
Комментарии
1