Фильм "Живые" киевского режиссера 48-летнего Сергея Буковского получил вторую премию на армянском международном кинофестивале "Золотой абрикос". Картина рассказывает о Голодоморе 1932–1933 годов в Украине.
— С 2002-го я занимаюсь сложными темами и большими форматами, — рассказывает режиссер "ГПУ" по телефону. На встречу не соглашается, потому что пакует вещи —едет в Берлин. — в 1991 году сняли шесть частей фильма "Сон". Главный герой — каневский краевед Ищенко, 1933-го года рождения. Он ухаживает за своей мамой, которая не встает с кровати. Еще тогда я столкнулся с темой Голодомора. На студии документального кино во время перестройки создали несколько фильмов о голоде. Один из них — "Ой горе, це ж гості до мене" " Павла Фаренюка — шедевр. Я тогда снимал что-то другое. Выпустили картины " Дах ", "Завтра свято", "На Берлин!". Прошлое меня не интересовало.
Премьера "Живых" в Киеве состоялась в ноябре прошло го год а. Инициир овал съемки фильма президент Виктор Ющенко. В первы е минут ы картины он говорит с э крана. Дальше — история британского журналиста Гаррета Джонса. Он приезжал в Украину в 1933-м и первым рассказал Западу о Голодоморе.
— Ездили в Уэльс, там встречались с его племянницей и ее сыном, — рассказывает жена Сергея - Виктория. Она продюссировала фильм. — В старом доме, который собиралась продавать, она нашла чемодан с дневниками своего дяди. Там он записывал все, что увидел в Украине в 1933-м. Его слова услышали только в наши дни. Европа знала о голоде, но никто не хотел ссориться со Сталиным. Считали, что он все же лучше Гитлера. Вскоре поняли, что это одно и то же. Но было поздно, потому что началась война.
Картину снимали почти год.
— Перед съемочной группой в села выезжали " рисечеры". Они готовили и искали людей, делали фотосессии. Что-то наподобие кастинга. Снимали преимущественно бабушек, потому что дедушек уже не осталось. Главное было — правильно вести разговор, чтобы человек оставался в хорошем настроении после нашего вторжения.
В фильм вошли истории 28 людей, переживших Голодомор.
Снимали преимущественно бабушек, потому что дедушек уже не осталось
— Больше всего поразила баба Настя из села Помокли Переяслав-Хмельницкого района на Киевщине, — рассказывает Буковский. — Она так и не вышла замуж. У нее козы по дому бегают, куры. Соседская девушка Юля сидит на скамье и играет на гитаре. У гитары одна или, может, две струны. Девушке 25 лет, у нее болезнь Дауна. В ленту не вошел эпизод, где баба Настя босая сидит на печи, слушает прогноз погоды по радио. Сцена называлась "Колхозный рай".
Фильм уже показали в Риме, Стокгольме, Торонто, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
— В Америке смеялись и плакали в тех же местах, где плакали и смеялись в Киеве. Только смех был громче, и шмыгали чаще. В начале фильма, где люди рассказывают о себе, есть несколько смешных моментов. Мы снимали одну бабушку. Камеру поставили далеко. Она удивлялась: как же мы ее оттуда увидим. После просмотра моего фильма дискуссия в Колумбийском университете длилась более 1,5 часов. И продолжалась бы еще, потому что вопросов было много. Но преподаватель отделения украинистики Юрий Шевчук остановил нас — время аренды зала закончилось.
Сергей Буковский хочет снять фильм о Чернобыле.
— Сейчас с Андреем Загданским ищем деньги. Это очень дорогой проект. Нужно много спецтехники — краны, воздушные шары, приборы ночного виденья. В кадре будут только животные, птицы, деревья, муравьи.
Комментарии