вторник, 11 ноября 2014 08:00

"Поля вокруг обшарпанных городов и сел неизвестно кому принадлежат и приносят большую прибыль не местным общинам" - Шемелинец
5

 

20 октября стало известно, что на должность первого заместителя главы Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра (ранее — Госкомзем), была назначена профессиональный юрист Людмила Шемелинец. Ранее она уже работала в этом ведомстве на должности начальника юридического управления. Это было именно в те времена, когда электронный земельный кадастр с первых дней своей работы разоблачил сотни и тысячи теневых сделок с землей. Поэтому давление на команду, которая внедрила новации, было безумным. Сегодня Людмила Николаевна вернулась в ведомство, чтобы продолжить долгожданные реформы в земельной сфере. Как всегда при подобных назначениях встал вопрос: а кто пролоббировал женщину-юриста на ее должность? Из него мы и начали наше интервью.

 

"Моя должность по умолчанию отдалена от политики, лишь профессия и стратегическое виденье…"

— Как состоялось ваше назначение на должность? Кто был инициатором такого кадрового решения?

— На сегодняшний день в Правительстве продолжается поиск кандидатур, которые смогут возглавить главный земельный орган и продолжить курс реформ в отрасли. Я не была удивлена, когда на встречу пригласили меня и спросили о моем виденье нужных действий, поскольку раньше я профессионально занималась этими вопросами как профессиональный юрист по земельным отношениям, была одним из соавторов и разработчиков изменений в закон о земельном кадастре, закон об отмене платы за регистрацию земельных участков, получила опыт государственной работы в этой сфере. Моя принципиальная позиция относительно земельной реформы была сформирована еще в те времена, когда команда, в которой я работала, вопреки интересам многих могучих политических фигур, таки запустила государственный земельный кадастр. Этот реестр сразу же в значительной мере связал руки тем, кто привык распоряжаться государственной землей и землей людей, как своими владениями.

На собеседовании в Кабмине я так и сказала, что кадастр — это не просто техническая система, а инструмент сохранения справедливости в стране, гарантия для миллионов украинцев, что достояние всей их жизни никто не заберет, гарантия того, что их общую собственность — государственные земли, леса, реки — никто не украдет, пользуясь тем, что ловко раздал гречку на выборах. Кроме того, я очертила свое виденье развития этой сферы. Думаю, моя позиция нашла понимание в правительстве.

— Из вашего ответа не следует привязки ни к одной политической силе. А расскажите, пожалуйста, Людмила Николаевна, о вашей биографии, где вы работали и учились, откуда вы родом?

— Моя должность по умолчанию должна быть отдалена от политики. Речь должна идти лишь о профессии и стратегическом виденье. Если интересует моя биография, я родилась в селе Бабчинцы Черневецкого района Винницкой области. В 2005 году получила юридическое образование. Первым местом работы, на котором я проработала 5 месяцев, была киевская городская организация Партии регионов. После многомесячного поиска работы это была единственная работа, где на ставку взяли юриста почти без опыта. Я нашла ее через знакомых. Спустя 5 месяцев я участвовала в конкурсе на замещение вакантных должностей в Киевском городском совете, и уволившись с предыдущей работы, начала работать в Киевраде.

Следующие несколько лет я работала в основном как независимый юрист, получила большой опыт управления предприятиями, учреждениями, организациями, сопровождения деятельности юридических лиц в судах, договорной работы.

С 2011 по 2014 год получила опыт государственной службы, опыт работы в сфере земельных отношений, работая руководителем юридической службы (сначала управления, а затем департамента Госземагентства). На работу в Госземагентство меня пригласил Глава Тимченко, которому после его назначения на должность нужен был опытный юрист. Поскольку земельное право было мне очень интересно, я согласилась не колеблясь.

Как раз в это время вступал в силу закон о кадастре, наша команда вносила в него много изменений и я была их фактическим соавтором. Потом была одним из разработчиков закона про отмену платы за регистрацию земельных участков.

В 2014 году получила предложение от Главы Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины возглавить Юридический департамент. Там как раз начинался процесс реформирования Центрального органа исполнительной власти и его территориальных органов. Где и работала до момента назначения на сегодняшнюю должность.
Таким образом, как видите, никаких политических связей я тогда не имела, да и в настоящий момент не имею. В процессе многочисленных обсуждений наших законопроектов, которые полгода длились в Верховной Раде в комитетах, мои отношения там сводились всегда сугубо к профессиональной дискуссии, а я вела эту работу просто как профессиональный юрист по земельным отношениям.

— То есть на работу в аппарат Партии регионов вы попали не по зову души?

— Понимаю вашу шутку, но молодые специалисты в нашей стране, тем более из провинции и без связей, как я, к сожалению, действительно не имеют большого выбора с поиском первого места работы. А вот, кстати, юридический опыт, на который я рассчитывала, первая работа мне действительно дала. Например, помню дело, когда нам пришлось в суде доказывать местной киевской власти во главе с Леонидом Черновецким, что палатки предвыборной агитации не являются малой архитектурной формой и для их установления не нужны бесконечные шатания по коридорам госучреждений. Тогда полученное нами решение суда дало возможность оставить на улицах города агитационные палатки всех политических сил, невзирая на попытку киевской власти их убрать.

— Простите, но в Интернете за последнюю неделю появилось множество публикаций, которые приводят и ряд других фактов о якобы вашем тесном сотрудничестве с Партией регионов. Например, что вы работали в центральном аппарате, что вы едва не возглавляли общественную приемную ПР, что вы баллотировались в Киевраду по спискам Партии регионов. Скажите, что из этого всего правда?

— Практически все, что вы перечислили, — выдумки, которые не имеет смысла комментировать. Единственный факт, который отвечает действительности, в 2008 году моя работа как нанятого юриста была связана с местными выборами. Всех юристов, которых тогда наняли на работу на период избирательного процесса, включали в списки ПР в Киевраду на непроходимые места. Считали, что таким образом делалось невозможным давление на работников.

Чтобы закончить с этим вопросом, я скажу так: у меня нет сомнений, что мои оппоненты перерыли мою биографию после назначения. И то, что первая запись в трудовой книжке стала единственным "компроматом", который они смогли найти на меня, тоже, мне кажется, говорит само за себя.

— Сколько уже земли украли олигархи у украинского народа?

— Ответ на этот вопрос смогут в полной мере предоставить правоохранительные органы, общественные активисты и суды после того, как мы сделаем работу земельного кадастра еще более качественной. Со своей стороны могу обещать, что Госкомзем ознакомит с правилами работы с системой реестра земельного кадастра как можно большие круги заинтересованных людей. Я уверена, что прозрачность и современные технологии расставят все на свои места намного быстрее, чем сейчас кажется.

 

"В каждом селе можно будет увидеть, что европейская жизнь, о которой люди так мечтали, уже здесь…"

— Чем вы в первую очередь планируете заняться на новой должности, в чем вы видите смысл своего пребывания на этом посту?

— Перед такими инструментами государственного управления как Государственная служба по вопросам геодезии, картографии и кадастра, сегодня стоит несколько важных стратегических заданий.

Первое – это сохранение законных прав на землю граждан, уничтожение преступных сделок с землей в корне, подавление попыток олигархов по теневой скупке угодий.

Второе – реализация инициатив Правительства относительно децентрализации власти, передачи полномочий органам местного самоуправления, предоставления возможности людям получать необходимые документы в сельских, городских советах. Проведение открытых земельных торгов, чтобы дать возможность всем желающим реализовать свои права.

Достаточно важным на сегодняшний день есть создание в будущем условий для того, чтобы налоги из земельных участков стали надежным источником финансирования бюджетов украинских городов и сел. Ведь именно поступления от местных налогов на земельные участки и имущество в ЕС делают села и города такими опрятными и комфортными, какими мы их привыкли видеть. С другой стороны, что мы имеем в Украине? Возле дверей центральной власти с протянутой рукой за средствами стоят тысячи городов и сел. В то же время бескрайние поля вокруг этих обшарпанных городов и сел неизвестно кому принадлежат, обрабатываются, кому-то приносят большую прибыль, но не местным общинам. А так быть не должно. Но для того, чтобы налоговая имела возможность справедливо взять плату за использование земли с владельцев и арендаторов, нужно чтобы уже четко и однозначно все видели на электронной кадастровой карте, кому что принадлежит и по какому праву. И в этом плане еще много работы. Но по ее завершению, города и села Украины станут не дотационными единицами, а главными покупателями дорожно-строительных, архитектурных и упорядоченных работ. И в каждом селе можно будет увидеть, что европейская жизнь, о которой люди так мечтали, уже наступила, что она уже здесь. Для этого мы и будем работать.

— Как оценивают заграничные инвесторы и специалисты ту систему регистрации земельных участков, которая сегодня построена в Украине?

— Во время моей предыдущей работы в Государственном агентстве земельных ресурсов Украины мы много общались с иностранными специалистами, как во время инженерного конструирования системы кадастра, так и после ее запуска в работу. Сотни советов и замечаний, приведенных примеров были учтены во время работы. Но и это не уберегло от корректировки систему после открытия. Поэтому процесс профессионального обсуждения работы кадастра продолжается и сегодня. При этом посторонние зарубежные пользователи и специалисты в целом положительно оценивают как саму систему, так и качество ее работы. Ведь она создавалась на базе примеров лучших мировых систем учета и регистрации земли. Наверное, следует напомнить, что формальной целью проекта было создание системы Государственного земельного кадастра, выдача государственных актов на право собственности на земельный участок гражданам, картографирование территории Украины в разных измерениях. И все эти цели были достигнуты.

Что и подтвердила мониторинговая миссия Мирового банка, которая побывала в Украине 11–19 февраля 2013 года. И позже, Мировой банк в своем письме от 26 февраля 2013 года сообщил Украинской стороне о достижении целей Проекта и отметил, что эти достижения являются значительным успехом Украины. Который в свою очередь будет способствовать укреплению защиты прав собственности на землю, повышению эффективности операций с землей и недвижимым имуществом, а также улучшению прозрачности управления земельными ресурсами.

 

"Один факт: сколько за последние годы было поджогов, похищений или потерь местных земельных архивов?.."

— Иногда раздается критика относительно того, что Украина могла обойтись без кадастра. Что не нужно было тратить 200 млн. дол. Мирового банка на создание системы. Оправдала ли кадастровая система надежды основателей и пользователей?

— То есть, по вашей логике, было бы нормально, если бы Украина, единственная среди развитых государств, не вела учет своих земельных ресурсов? На сегодняшний день можно уверенно сказать, что средства на электронную кадастровую систему потрачены были правильно. И хотя она является механизмом, который будет совершенствоваться все время своего существования, я твердо убеждена, что запуск кадастра - это была революция, которая вырвала земельные отношения в нашей стране из 19 века и перенесла их в 21-й. Посмотрите только на один факт — сколько было сообщений за последние 5-7 лет о поджогах, похищении или потере местных архивов с данными по земле? Это десятки случаев. И кто ответил за эти погромы? Да почти никто. Каждый раз раздавались слова, что у местной власти мало средств, чтобы надежно охранять архивы, потому виновных как бы нет и негативный процесс набирал обороты. Конечно, при погромах терялись важные документы, которые подтверждали права собственности людей на землю. Как вы понимаете, легитимная правовая база собственности, за которую отвечает государство, в последующие несколько лет фактически снимет такие вопросы. Мы, как государство, будем гарантировать каждому гражданину надежное сохранение информации о его имущественных правах. И трудно представить, куда бы зашла эта традиция бандитизма и своеволия, если бы вовремя не появился центральный электронный кадастр, данные из которого украсть уже невозможно.

— Кроме того, работа современного земельного кадастра ставит Украину в один ряд с развитыми странами мира в вопросах оборота земель и планирования их развития. Давайте просто себя спросим, согласится ли иностранный инвестор строить в Украине завод за много миллионов долларов, если увидит, что данные о принадлежности ему земельного участка хранятся лишь в бумажной папке, которая лежит где-то за деревянными дверями одной из каморок местного Райсовета? Конечно, что наличие участка под завод на общегосударственной электронной карте кадастра выглядит куда более выигрышно для привлечения иностранных инвестиций в страну.

— Известно много случаев, когда органами власти были предоставлены некоторым лицам участки там, где этого нельзя было делать. Имеются в виду заповедники, водоохранные территории, леса. Может ли кадастр помочь возобновить законность в подобных случаях?

— Да, конечно. Наличие электронного кадастра дает возможность любому правоохранительному органу или небезразличным гражданам затронуть вопрос о законности передачи многих участков. И мы в настоящий момент хорошо видим, что по всей стране фактически эти процессы происходят. Так, на юге страны активисты задают вопрос местной власти о том, как и кому достались территории на побережье, к процессу привлекаются правоохранительные органы и суды. В других регионах страны граждане сурово спрашивают у своих прошлых и нынешних местных руководителей о том, где и куда делась земля городов и сел, кто подписывал многолетние договоры аренды на землю с мизерной платой за пользование. И без сомнения, таких расследований на местном уровне с каждым месяцем и годом будет становиться все больше, потому что сейчас граждане все больше чувствуют себя хозяевами своей жизни и ответственными за общее имущество. И если раньше не чистый на руку чиновник мог месяцами и годами не говорить обществу о состоянии дел с землей, то сейчас есть возможность контролировать его с каждого компьютера в стране, открыв кадастровую карту. И такая возможность все время будет усиливать интерес граждан к общим делам и ответственность за общие ценности, такие как заповедники, водоемы, леса.

 

"Государство идет навстречу героям, которые не жалеют жизней ради своей страны…"

— Сегодня целый ряд органов местной власти инициировал выдачу земельных участков участникам боевых действий в зоне АТО. Будет ли земельная госслужба поддерживать эту инициативу?

— Как рядовой человек, как гражданин я искренне поддерживаю стремление отблагодарить героев, которые проливали свою кровь во время АТО. Безусловно, эти люди своими подвигами за родную страну и отвагой заслужили благодарность от общества. И могу сказать, что Государственная служба по вопросам геодезии, картографии и кадастра будет максимально способствовать регистрации земельных участков для таких людей, после решений местных органов о предоставлении участков. Мы все должны быть благодарны тем героям, которые защищают нашу Украину от захватчиков.

Могу сообщить, что по данным наших территориальных подразделений состоянием на 23 октября, от участников АТО уже поступило 7214 заявлений на получение земельных участков. И на эти заявления уже есть очень оперативная реакция органов власти. Так, уже приняты 3373 решения о предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства относительно отведения 3580 земельных участков общей площадью 2028,41 гектаров. Лидерами в этой работе являются Львовская область – 579 решений, Черниговская – 348 решений, Волынская – 331 решение о выделении участков. Таким образом можно сказать, что эта работа уже стала массовой и государство идет навстречу героям, которые не жалеют даже жизней ради своей страны.

Сейчас вы читаете новость «"Поля вокруг обшарпанных городов и сел неизвестно кому принадлежат и приносят большую прибыль не местным общинам" - Шемелинец». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть