Прохожие, заказывающие на Крещатике работы у вырезальщика силуэтов Ивана Зинченко, 64 года, не догадываются, как им повезло. Мастеров силуэта в Киеве, да и в Украине, почти не осталось. Когда-то я заказал ему профиль возлюбленной и храню его до сих пор.
— Еще никто из клиентов не обижался — сходство, как две капли воды! — говорит мастер под хруст бумаги.
По специальности Иван Иванович — столяр. 44 года отработал на киевских стройплощадках,стал мастером шестого разряда по сборке окон и дверей. Еще в детстве начал вырезать причудливые снежинки. Говорит, что работает без преварительных набросков, дает волю фантазии. А подрабатывать ножницами стал 35 летназад — за деньги вырезал силуэты прохожих.
В советские времена зарабатывать деньги в свободное время было не "модно". И все же существовала система патентов. Их в райфинотделе могли получить инвалиды войны или те, у кого были связи.
— Я ежемесячно платил за патент 130 рублей! Это были очень большие деньги, но я их отрабатывал за два дня. Бывало, и все сто зарабатывал за день! Только бы дождя не было.
Работали вырезальщики на Крещатике, в Первомайском парке, Киево-Печерской лавре, Гидропарке, на площади Богдана Хмельницкого. Правда, не обходилось без конфликтов с милицией. Сложнее всего мастерам было в Лавре, где дежурил красномордый милиционер на прозвище Помидор.
Когда отсидел, уже никого не боялся
— Ох и вредный был! Пьянствовал. Зимой работы в Киеве было мало, поэтому я взял патент лишь на семь теплых месяцев. Но хотелось еще немного подработать зимой. Вот брал с собой пол-литра чистого спирта и приходил к Печерской лавре. А Помидор пугает: "Буду не я, если тебя не посажу!" Но у меня был спирт. Ну кто же устоит перед дармовой водкой? — смеется мастер. — А он снова ко мне:
— Ты же три сотни за день поднял!
— Нет, — говорю. — Только пятьдесят.
— Врешь! Дай двадцатку на такси.
Что делать — давал.
В Печерской лавре зарабатывал еще один известный вырезальщик — Владимир Колосок. Патент у него был, но лет через пять оказалось, что он "липовый". Колоска посадили за подделку документов на год и три месяца. Когда отсидел, уже никого не боялся. Пил с милиционерами, а когда те цеплялись, посылал их матерными словами. Закончил трагически.7 ноября 1998 года милиция ему пшикнула баллончиком под нос. Колосок захлебнулся и умер.
— Менты долго это вспоминали и хохотали, не любили нас. А Володька в свои 40 лет был настоящим мастером. Таких в Киеве уже нет, — задумчиво говорит Иван Иванович. Замолкает на мгновение, а затем продолжает:
— Непревзойденным киевским мэтром был Шевченко Николай Петрович. Он начал вырезать силуэты и зарабатывать на этом деньги с 13 лет. Вырезал до последнего, а умер 85-летним. Никому не позволил приблизиться к тайнам своего мастерства.
Сегодня всего двух уговорил
Иван Иванович говорит, что все киевские вырезальщики силуэтов разъехались по миру зарабатывать деньги.
— В прошлом году один немец долго уговаривал: "Поехали, говорит, будешь жить у меня, будем ездить по городам, заработанные деньги — на двоих, еда — тоже". Я бы и поехал, но у меня аденома. Бегаю за ночь по десять раз писать. Ну кому такая морока нужна? Да и жена дома, сын-студент, дочь от первого брака.
— Пробовал ли в других местах работать?
Везде одинаково. Люди сейчас настроены на побрякушки, развлечения, пепси, пиво.... Кому нужны эти бумажки?! Это не работа, а так, ностальгия. Вот мне рассказывали — в Москве спрос на силуэты безумен. На Красной площади стоит один мастер, пять долларов берет, каждый волосок вырезает. Очень добросовестный. Его милиция оберегает! Очень сильный, такого еще не было и в эс-эс-эре!
Иван Иванович рассказывает почти не глядя в мою сторону - шуршит ножницами над портретом стройной студентки из Днепропетровска. Минут через двадцать Иван Иванович прячет несколько гривен в потертый бумажник:
— Сегодня за день всего двух уговорил.
— А ножницы у вас старенькие, наверное, довоенные, — пытаюсь перевести разговор на что-то более веселое.
— Точно, угадали, — отвечает мастер. — Лет пять назад купил на блошином. Сталь такая, что затачивать не нужно. Сейчас таких не выпускают.




















Комментарии