Знаменитый злодей и убийца – "Синяя Борода" из одноименной сказки Шарля Перро имел реального прототипа. Им был Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, более известный под именем Жиль де Рец – личность неоднозначная и явно необычная. Достаточно сказать, что еще в молодости он стал национальным героем Франции, а закончил жизнь на эшафоте.
Жиль де Рец родился осенью 1404 года в одной из самых богатых и знатных семей французской провинции Бретань. В возрасте одиннадцати лет, после смерти отца, мальчик унаследовал огромные поместья, приносящие фантастический доход. Воспитанием ребенка занимался его дед, ни в чем ему не отказывающий. Впоследствии это даст возможность де Рецу обвинить его в том, что именно в детстве вседозволенность вызвала в нем порочные наклонности.
Пока же мальчик получил у лучших учителей своего времени прекрасное образование. Это образование де Рец существенно углубил самостоятельно, чтением книг. Библиотека де Реца была одним из самых крупных собраний книг во Франции.
В двадцать три года де Рец вступает в ополчение Жанны д'Арк. Жиль становится ее личным другом и телохранителем.Кроме того, он же и осуществляет военное руководство ее ополчением. В 1429 году, после захвата Реймса и коронации Карла VII де Рец получает звание маршала. Было ему в ту пору двадцать пять лет.
Однако вскоре войска Жанны терпят поражение, сама д'Арк захвачена в плен. Де Рец собирает войско из наемников и движется на помощь своему кумиру. Но он опоздал - Жанну казнили. Жиль удалился в свое фамильное имение, замок Тиффож. Именно ко второму периоду его жизни и относятся мрачные легенды, превратившие национального героя в преступника "Синюю бороду".
Женитьба в 1420 году на Катрин де Тур принесла де Рецу огромное приданое. Он стал самым богатым дворянином Европы. Роскошь маршала ослепляла. Его свита при выезде на охоту превосходила королевскую, лакеи де Реца были наряжены в драгоценные ливреи, за ужин в замке Тиффож садилось не менее пятисот человек. Крайне религиозный маршал заполнил построенную им часовню драгоценными священными сосудами. Как такая религиозность могла сочетаться с увлечением оккультизмом, алхимией и широко распространившимися слухами о том, что во времена войны маршал пристрастился к запретному сожительству с мальчиками - понять сложно. Но это именно так.
Маршал отправил слуг по всей Европе с задачей нанять самых известных алхимиков. Среди его "приобретений" особенно выделились некий безымянный врач из Пойту, и Прелати - алхимик из Падуи. Первый из них достаточно скоро, во время "сеанса связи" с сатаной, упал в обморок. После которого сообщил, что Темный Князь поведал ему названия африканских растений, сок которых превращает металлы в золото. Де Рец организовал экспедицию в Африку под руководством врача из Пойту, снабдив его крупной суммой денег. Естественно, ни врача, ни денег маршал больше никогда не видел. Синьор же Прелати остался в замке и в дальнейшем сыграл в судьбе де Реца поистине роковую роль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Генрих VIII стыдился своего происхождения
Шикарный образ жизни, огромные расходы на создание алхимической лаборатории и проводимые в ней опыты, достаточно скоро нанесли удар по состоянию маршала. Земли его были заложены, доходы сократились. Теперь де Реца мало интересует "чистая" наука. Он начинает требовать от Прелати золота. Алхимик, бывший скорее не ученым, а ловким авантюристом и приживалой, начинает рассказывать маршалу удивительные вещи. Якобы у него в подчинении есть невидимый темный дух по имени Баррон. Этот дух является посредником между ним и самим сатаной. Только сатана имеет власть обращать простые металлы в золото.
Дважды Прелати сообщает о доставленных сатаной кучах золота. Первая из них, закопанная под дубом в лесу, обратилась в гору сланца с кабалистическими знаками. Вторая, доставленная в один из покоев замка, в груду красного порошка.
Все эти неудачи Прелати объясняет глубокой верой де Реца в Христа. Он говорит, что только отречение от Христа и подписание договора с Сатаной может помочь де Рецу получить доступ к знаниям, власти и золоту. И искренне верующий христианин под руководством Прелати составляет договор с Князем Тьмы и подписывает его собственной кровью. Дальнейшие неудачи алхимик объясняет необходимостью принесения жертв. Вначале невинных, например, голубей, а позже и человеческих. Он настаивает на принесении в жертву некрещеных детей.
К этому времени дела маршала окончательно запутаны. Мало того, что большая часть его поместий находится в залоге "с правом выкупа" у наиболее влиятельных людей провинции, и те отнюдь не горят желанием возвращать земли. Так барон еще и захватывает в плен Жана Феррона, священника и брата казначея герцога Бретани. На требование герцога о его освобождении де Рец ответил отказом. Герцогу пришлось войной идти на своего вассала, только после этого Феррон был освобожден.
Все это, плюс достигшие королевского дворца слухи о небывалой роскоши барона и его столь же небывалой развратности стремительно влекли де Реца к его позорному концу. По провинции стремительно распространяются слухи о массовой пропаже мальчиков в окрестностях замка Тиффож. Якобы де Рец похищает их для удовлетворения своей извращенной похоти. Насладившись же, он убивает детей, принося их в жертву сатане. Некоторые утверждали, что он принимает ванны из детской крови, в целях омоложения.
13 сентября 1440 года епископ Нантский вызывает Жиля де Реца в церковный суд. В обвинительном заключении Жиля обвиняют во всех мыслимых и немыслимых преступлениях, в том числе и "отзывающих ересью". По действовавшим тогда законам де Рец мог потребовать над собой королевского суда, однако, ослепленный гордыней, маршал дает согласие отвечать перед судом. Когда же он понял свою ошибку, на основании этого согласия в королевском суде ему отказали. Более того, в первую очередь его теперь обвиняют в ереси и передают суду инквизиции.
Под пытками де Рец признается в убийстве 140 мальчиков, в подписании договора с сатаной и еще огромном количестве преступлений перед людьми и богом. Алхимик Прелати дает против него показания. В результате маршал Франции приговорен к повешению с последующим сжиганием тела на костре. 26 октября 1440 года мятежный дух де Реца расстался с тридцатишестилетним телом. Событие сопровождалось торжественным шествием духовенства и народа по улицам города.
Комментарии