



165 лет от дня рождения Панаса Мирного (настоящ. - Рудченко Панас Яковлевич; 1849-1920 гг.), украинского прозаика, общественно-культурного деятеля.
Родився 13 мая в 1849 г. в Миргороде в семье уездного казначея.
С 1871 года и до конца своей жизни прожил в Полтаве, работал в губернском казначействе и казенной палате, был действительным статским советником, что в царской России равнялось военному чину генерала.
Конечно, что достиг он всего этого не сразу - смолоду приходилось ради куска хлеба сидеть в "грязной, прокуренной табаком, покрытой киптягой от желтых ламп и бумажным порохом и паутиной казенной комнате" и трудно работать за счетами.
Из записи дневника 21-летнего Панаса Рудченка чувствуется его недовольство невольничьей жизнью: "Вспомнилась моя служба и в Гадяче, и в Прилуке, и тута. Невесело, и как невесело! Сделалось на душе. Сердце мое наливалось огнем, в грудь ходили прибои гнева. О, чем я тебе отомщу, ты, проклятая жизнь - невольное, подданическое! Чем я тебе вымещу, глупый начальник, за твои бесполезные упрёки, за твое неправдивое слово?!. Ничем? Нет, я выставлю тебя на показ всему миру, твои дурацкие привички, твое насилование мужской совести".
Свои взгдяды он изложил в романах "Разве ревут волы, когда ясли полны"?, "Проститутка", повестях "Голодная воля", "Беда давняя и сегодняшняя", драме "Лимеровна", "Сказки о Правде и Несправедливости", рассказах, очерках.
В одной из ранних повестей Панас Мирный передает мнение отцовской морали, вкладывая в уста старого чиновника, который говорит напутное слово к сыну, который вступает на службу, следующее: "Знай, сыну. покорное теля две матки сосет! Не смотри ты на других, что очень бришкают вверх: начальник ему слово, а он ему - десять. Такие всегда тратят свое. Тише, говорят, едь, дальше будешь. Так и тута. Когда тебя начальник и поругает иногда так, ни за что, как ты, господи, свят! - смолчи на то время. Может ему тогда припало ругаться, но ты первый подскочил под руку. Когда ты не смолчишь, то только поднимешь большую бучу и потеряешь за себя добрую славу. Был ли бы я тем, что теперь есть, когда бы не угождал старшим, не подчинялся?. От поклону, говорят, голова из вязов не спадет, а за тебя доброе слово каждый скажет".
В письме Мирный к врачу Зубковскому мотивирует свое нежелание раскрыть псевдоним: "Что касается вопроса о раскрытии моего литературного псевдонима, то очень бы Вас просил не делать этого, хоть многие мои знакомые знают, кто такой "Панас Мирный", но я при своей жизни не хотел бы рекламировать свою фамилию, серьезно считая себя недостойным тех прославлений, которые создались вокруг имя Мирного. Пусть, когда я умру, люди узнают, кто я и что доброго сделал для своей Отчизны, если только действительно сделал что хорошо. Но сам я в действительности считаю, что сделал так мало, невзирая на намерения, что не стоит об этом и говорить".
В трудные времена имел мужество провозгласить: "Из слова живого скуй самопалы и с ними в люди иди".
Комментарии