Ексклюзивы
среда, 26 июня 2013 14:26

Спецтема: Волынская трагедия - 1943

"Всегда легче вспомнить, что его дед изнасиловал твою бабушку" - польский политолог

"Всегда легче вспомнить, что его дед изнасиловал твою бабушку" - польский политолог
Анджей Шептицкий - политолог из Варшавы. Фото: akamaihd.net

Почему в Польше в этом году обострили тему Волынской трагедии, рассказывает польский политолог 35-летний Анджей Шептицкий.

- Чтобы понять резолюцию Сената, надо принять во внимание несколько факторов, - рассказал он. - Во-первых, действительно много людей погибло в 1943 году на Волыни. Во-вторых, моральный фактор: на годовщину волынских событий стоит упомянуть погибших в таких тяжелых обстоятельствах. Поляки чувствуют себя ответственными перед ними. Жертв, по европейской и христианской традиции, нужно чествовать. В-третьих, это внутренняя политика - партии пытаются привлечь благосклонность избирателей. А эта тема среди поляков популярна. Очень большая часть общества имела те или иные связи с тем, что мы привыкли называть "восточными кресами", пограничьем межвоенной Польши. Имеют оттуда родственников, друзей, знакомых.

И, наконец, четвертый фактор, который идет вразрез с первыми тремя - это внешняя политика Польши. Потому что в политике до сих пор идет дискуссия, стоит ли Польше рисковать ухудшением отношений с Украиной. А принятая резолюция, конечно, их совсем не укрепит. Но сенаторы и депутаты все-таки больше руководствуются внутриполитическими факторами. Наверное, есть и польские политики, которые думают, что сейчас оптимальный момент высказать свое мнение о Волыни, потому что Украина находится в ситуации перед подписанием ассоциации с ЕС, и, вероятно, руки ей немного связаны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Акция "Висла" не была местью за преступления УПА на Волыни" - историк

Кто эту резолюцию предлагал? Имеет ли какое-то значение, что ее принял именно Сенат - высшая палата польского парламента, а не нижняя палата - Сейм, который имеет реальное влияние на польскую политику?

- Сначала была очень радикальная версия документа от партии "Право и справедливость" и Польской крестьянской партии. Это правые силы и Сената, и Сейма. Понятно, что в каждой стране правые очень "интересуются" историей и пытаются ее толковать. Тем более, что ПиС сейчас в оппозиции, и ей легче критиковать власть за недостаток патриотизма. Именно поэтому сенаторы от правящей Гражданской платформы все-таки проголосовали за резолюцию. Но существенно ее смягчив. Поэтому мы теперь имеем две дискуссии. Украинцы спрашивают, почему так остро, - "этнические чистки с элементами геноцида". А поляки - почему так мягко, ведь можно было четко прописать "геноцид". То есть, все зависит от точки зрения. Потому несмотря на жертвы со стороны и украинского населения, почти вся интеллектуальная элита Польши считает, что это геноцид против поляков и точка.

Резолюция Сената менее важна. Она воспринимается больше призыв к размышлению. Если бы это сделал Сейм, шума было несопоставимо больше. Либералы из Гражданской платформы имеют большее представительство в Сенате. Это помогло им протянуть более-менее вменяемый текст. В Сейме их меньше. Поэтому и пытались даже не начинать там слушания.

В 2003 году, во времена президентства Александра Кавасневского и Леонида Кучмы, мы имели понимание относительно Волыни по формуле "прощаем и просим прощения". Почему сегодня, спустя 10 лет, этот вопрос в Польше так обострили?

- Конечно, это было лучшее решение вопроса, но и формула ни к чему не привела. Существует также текущий политический момент: если у тебя вынырнут какие-то проблемы с соседом, то всегда легче вспомнить, что его дед изнасиловал твою бабушку. В-третьих, и в Польше, и в Украине за десять лет оживилось то, что мы называем "политикой исторической памяти". В Польше это было в основном во время президентства Леха Качиньского, а в Украине - Виктора Ющенко. На удивление, именно тогда страны вполне мирно принимали позицию друг друга, потому что была очень сильная политическая близость. Сейчас ее уже нет. Но плоды эта политика дала. У нас снова решили что-то делать с Волынью, в Украине "Свобода" пришла в парламент. В-четвертых, в Польше окончательно отвергли вариант рассмотрения Волыни как симметричной трагедии, который отстаивали украинцы. Потому что разница в количестве жертв очевидна. Большинство польских интеллектуалов хотят, чтобы украинские взяли на себя вину, как и немцы. В-пятых, поляки видят, что за политическими заявлениями о примирении не идут факты. До сих пор не подсчитаны все жертвы ее, не раскопано захоронений, идут по надписи на мемориалах. Поэтому общество требует дальнейшего развития этой темы.

Не боитесь, что украинцы тоже вспомнят о своих жертвах от поляков?

- Боюсь, потому что ненависть в людях пробудить легко. Но и жду позитивные вещи. В ближайшие дни в Польше будут десятки различных польско-украинских инициатив в память о погибших. Будут много украинцев, интеллектуалов, будет патриарх Святослав, молиться за жертв Волынской трагедии вместе с президентом Польши Брониславом Коморовским. Есть надежда, что диалог наш не так легко сломать. Но большинство поляков не видят открытие "ящика Пандоры". Ибо до годовщины "Вислы" в 2017 году еще есть время.

Понимают ли поляки значение ОУН-УПА для украинцев и того, что в Украине это движение никогда не осудят?

- Не понимают. По крайней мере абсолютное большинство поляков искренне верят в то, что украинцы рано или поздно откажутся от мифа УПА. Я не раз повторял, что это невозможно и такие попытки обречены на неудачу и агрессию со стороны украинцев. Однако, такое понимание поляков - из-за разделения в самой Украине по отношению к этой организации. Поэтому они пытаются искать себе союзников среди нынешней украинской власти, надеясь, что такие постановления помогут отрицательной оценке УПА со стороны украинского правительства. Потому что, во-первых, был польско-советский акт 1944-го, который осуждал УПА, он имеет значение для "регионалов". А во-вторых, есть и вполне настороженное отношение к УПА со стороны евроструктур. Именно поэтому сейчас надеются медленно ее убрать из украинского сознания. Вопрос в том только, что из этого получится.

Сейчас вы читаете новость «"Всегда легче вспомнить, что его дед изнасиловал твою бабушку" - польский политолог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

83

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть