Ексклюзивы
понедельник, 21 октября 2024 05:30

В Николаеве заработал один из крупнейших судостроительных заводов

В Николаеве заработал один из крупнейших судостроительных заводов
Черноморский судостроительный завод называли французским. Фото: ukrmilitary.com

21 октября 1897 года в Николаеве начал полноценно работать Черноморский судостроительный завод, который открыли за 13 дней до того.

Первым директором завода был бельгийский инженер Эдмунд Генрихович Харрис, затем француз Людвиг Густав Ролланд, поэтому все распоряжения отдавали на французском. На французском языке вели и отчетность, а деньги считали во франках. За новым предприятием закрепилось название "Французский судостроительный завод", хотя в официальных документах его часто называли "Наваль" (от франц. "морской").

В первые годы работы завода его все еще строили: возвели заводской док с двойным крытым эллингом, который был рассчитан на одновременное построение 2 больших судов. Это был единственный в то время крытый металлический эллинг в Российской Империи. Уже в 1903 году построили и спустили на воду первые суда: миноносцы "Заветный", "Завидный".

В 1919 году завод занимал площадь более 120 га земли. Основное производство: военное и коммерческое судо- и машиностроение, включая береговые и башенные установки. Выпускали также товарные вагоны и железнодорожное оборудование, дизели, паровые котлы, железные конструкции для мостов, различного вида машины и механизмы. Производили артиллерийские снаряды. Ремонтировали военные и коммерческие суда.

В начале 1920-х годов завод работал преимущественно для нужд обслуживания Красной Армии и береговой охраны. Там ремонтировали военные корабли, бронепоезда и танки.

В годы Второй мировой войны завод остановил работу. Почти все цеха подорвало снарядами. Из 784 помещений невредимыми остались только 2: медсанчасть и крепежный участок. После войны завод быстро восстановили и он начал работать с новой мощностью. Власти СССР хорошо финансировали предприятие, поэтому оно развивалось, техническая база постоянно обновлялась.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый украинский корвет "Владимир Великий" достроят за 4 года

На николаевском заводе создали первый советский флагман китобойной флотилии. В 1959-м он вышел в первый промышленный рейс. По размерам и наполненности современной техникой ему не было равных в мире. Длина - 217,8 м, ширина - 27,8 м. Скорость хода 16 узлов, оборудование китобазы позволяло перерабатывать за сутки 75 китов, что давало за один промысел 35 т жира.

Все последующие годы на заводе строили большие сухогрузы.

12 октября 1917 года эсминец "Завидный" первым среди кораблей Черноморского флота поднял украинский флаг и отказался его спускать. Матросы требовали предоставления Украине автономии и пытались пробудить "демократию" в России.

Украинизация армии и флота началась после прихода к власти в Киеве Центральной Рады. Больших сложностей не испытывала, ведь на кораблях ЧФ служило более половины украинского личного состава, а в городах-портах действовали крупные украинские матросские общины.

Сейчас вы читаете новость «В Николаеве заработал один из крупнейших судостроительных заводов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть