Этнолог 32-летняя Ирина Игнатенко написала книгу "Народная медицина Украинского Среднего Полесья". Рассказывает, что смогла разговорить украинских полесских ведунов благодаря тому, что ее бабушка была знахаркой.
Легко ли знахари делятся своими знаниями?
- Я происхожу из знахарского рода. Потому что моя бабушка и прабабушка были наследственными полесскими знахарками. Маленькой, приезжая к бабушке в деревню на Житомирском Полесье, я имела возможность наблюдать, как она лечит людей. Ее хорошо знали в окрестных селах, приезжали даже из Киева. Она ежедневно принимала у себя от 5 до 10 человек. Она ничего не требовала, принимала, что кто приносил. Оставляли ей в основном хлеб и платки. Помню целую гору платков. Сейчас у мамы в шкафу очень много их. Я начала их носить с особым трепетом. Я была маленькой внучкой своей бабушки. Она мне позволяла присутствовать на этих магических ритуалах. Я молчала в углу и наблюдала. Бабушка прожила 83 года, воспитала пятерых детей, но осталась доброй и открытой.
Как становились знахарками?
- Знахарки бывали врожденные и обучены. Потенциальная знахарка в идеале должна уже иметь в роду предшественниц, которые этим занимались. Это должен быть либо первый, либо последний ребенок в семье. Одно из условий передачи знахарских знаний девушке не своего рода - это ее способность запомнить текст за один раз.
Отличаются знахарки от ведьм?
- Преимущественно ведьмы были одинокими женщинами, социально ущербными. Их боялись, и потому их статус повышался. В селах еще считали, что если человек имеет какие-то физические отклонения, то очевидно он что-то знает. На нее падало подозрение. Считали, что это ребенок не своего рода, а какая-то подмена. Поэтому детей старались как можно скорее окрестить. Это сейчас культ индивидуальности. А раньше предпочитали быть таким, как все.
В чем разница между женским и мужским колдовством?
- Подавляющее количество знахарок - это женщины. А я считаю, что мужчины-знахари - это серые кардиналы украинской магии. Количественно их было меньше. Они стояли в тени. Но как правило, они главенствовали, были сильнее, были руководители. Пасечники, охотники, гончары, мельники, кузнецы и другие магические профессии были закрыты для женщин. Мужчины могли заниматься знахарством в любом возрасте. Женщины - только когда наступал климакс. Мужчины очень хорошо присутствовали в магии, но позволяли женщинам брать массовостью. Один из способов лечить - "напугать" или "пренебречь" болезнь. Например, больному дают дули. Надеются, что болезнь обидится и уйдет. Мужчины обычно в этом сильнее.
Женщины пытались скрыть свою причастность к магии. А мужчины, наоборот, щеголяли. Часто устраивали показательные выступления на людях. Один человек на свадьбе угостил жениха водкой, тот выпил, и ему стало плохо. Люди сполошлись. Знахарь улыбается. Все стали просить: отработайте. Он взял воду, что-то прошептал. И жениху отпустило. Конечно, в глазах людей еще больше поднялся авторитет знахаря. Или часто устраивали соревнования в корчме на глазах у изумленной публики.
Вы имеете какую-то защиту, когда идете на разговор к знахаркам?
- У меня правило общения с информатором - это ощущение, мой это человек или не мой. Я прихожу к выводу, что нет плохих или хороших людей. Есть люди, которые тебе подходят, или нет. Если чувствую дискомфорт, вежливо благодарю и иду. Я себя не заставляю. А иногда бывает, уже всего человек рассказал, а хочется еще около него посидеть. И уж не знаю, что у него спросить, чтобы у него побыть.
А еще я никогда не позволяю себя лечить - не позволяю проверять на себе ничего. Но если очень долго в поле находиться, то оно уже не берет. Это как врач-инфекционист.
На Ровенщине раз стучу в дом, молчание. Открываю дверь - никого, захожу в следующую комнату, никого нет. Причем так дверей много. Уже надумываешь себе: это меня дом привлекает, сейчас эти двери за мной закрываются. Захожу в последнюю дверь, открываю ее. И тут передо мной стоит старушка, мы оба начинаем от страха кричать. Она говорит, что уснула, и слышит, что кто-то ходит по дому. Испугалась, что вор.
Комментарии