На протяжении 1918–1920 годов многие люди успели повоевать в трех-четырех враждебных войсках. "Меняли ориентацию" даже целые армии.
От первых боев гражданской войны много военных шли на службу не по совести, а по принципу "чтобы не хуже". Полковник Всеволод Петрив, будущий министр обороны Украинской Народной Республики, вспоминал, как неожиданно встретил знакомого офицера-украинца на службе у поляков. "К моему удивлению, — вспоминает Петрив, — он мне сказал: "Теперь, знаешь, к черту пойдешь, чтобы только от товарищей (большевиков. — Gazeta.ua)".
В советское время гражданскую войну 1918–1920 годов в России преподносили как противостояния бедных и богатых. В настоящее время некоторые украинские исследователи отмечают, что у нас тогда гражданской войны вообще не было, только "московское нашествие". Но "московско-большевистские орды", захватившие в январе 1918-го всю Левобережную Украину и Киев, едва насчитывали 20 тыс. бойцов. К тому же были моменты, когда к агрессорам переходили украинские вооруженные формирования. В начале 1919 года на сторону красных перешли целые дивизии армии УНР. В частности Днепровская дивизия атамана Зеленого и Херсонская атамана Григорьева. Вскоре оба свежеиспеченных красных комдива, возмущенные действиями продотрядов против крестьян, подняли антибольшевистские восстания.
Остатки армии гетмана Павла Скоропадского вместо этого массово вливались в белую Добровольческую армию генерала Антона Деникина. Многие гетманские командиры, и даже близкий соратник Симона Петлюры по Гайдамацкому кошу Слободской Украины генерал Василий Кирей, стали борцами за " единую и неделимую Россию". У кого-то при этом оставались украинские сентименты, у кого-то — никаких. Когда 31 августа 1919 года украинские и белогвардейские войска столкнулись в Киеве, деникинский генерал Николай Бредов заявил представителям Украинской галицкой армии:
— Киев — мать городов русских и украинским никогда не был и не будет!
Год до этого генерал служил в армии гетмана Скоропадского. То есть был офицером Украинского Государства.
История самой Украинской галицкой армии еще более сногсшибательна, чем судьба генерала Бредова. После поражения в войне с поляками в июле 1919-го галичане перешли пограничный Збруч и вместе с армией УНР стали воевать против большевиков. Однако когда в сентябре началась война против белогвардейцев и фактически было заключено перемирие с красными, галицкие генералы против воли руководства ЗУНР заключили союз с белогвардейцами и получили статус союзной армии. Со стороны галичан это был шаг отчаяния: 90% войска поразила эпидемия тифа.
Отступая из Одессы в феврале 1920-го, белогвардейцы даже передали галичанам контроль над городом. Они надеялись, что те, если и не отобьют красных, то по крайней мере заставят вступить в переговоры и сдержат их продвижение. Почти два дня Одесса находилась в руках галицких подразделений. Те взяли под контроль стратегические объекты города и вывесили украинские флаги. На белогвардейскую общественность это произвело гнетущее впечатление. "Эта передача власти, несомненно, ускорила сдачу Одессы дня на два, ибо кто-то стал надеяться на кого-то, и даже те немногие, что могли что-нибудь сделать, были сбиты с толку", — вспоминал враждебно настроенный к украинцам редактор газеты "Киевлянин" Василий Шульгин.
Галицкая армия не стала драться с большевиками, а заключила с ними союз и вскоре стала называться Красная украинская галицкая армия — КУГА. Но уже в апреле галичане подняли восстание и сдались польским и украинским войскам.
"Особенностью формирования армий было то, что у всех у них был текучий личный состав, — пишет о тех событиях историк Ярослав Грицак. — Были случаи, когда одни и те же бойцы по три-четыре раза побывали по очереди и в Белой, и в Красной армии. Факты частого дезертирства развенчивают миф о якобы классовом характере этих армий: мол, Красная была рабоче-крестьянской, а Белая — офицерско-буржуазной. В действительности, основную массу солдат в каждой армии, воевавшей на территории Украины в 1919 году, составляли украинские крестьяне". Для полноты картины следует вспомнить еще армию УНР, отряды Махно. И бывало, не отдельные бойцы, а цели подразделения "кочевали" между враждебными войсками.
понедельник, 28 октября 2013
14:47
Украинские офицеры метались между красными и белогвардейцами
×
Комментарии
22