Первый номер еженедельного общественно-политического журнала "Основа" вышел в Петербурге 24 января 1861-го. Материалы в нем писали на украинском языке.
Выдавать такой журнал взялись редактор Василий Белозерский, писатель Пантелеймон Кулиш и историк Николай Костомаров. Средства выделяла семья Белозерських.
"В наше время вопрос - возможно ли писать на украинском, решен самим делом", - обращался коллектив издания к читателям на первых страницах.
В журнале публиковали произведения художественной литературы, труды по истории, библиографии, документы, воспоминания, литературную критику и публицистику, рецензии, путевые заметки.
Здесь впервые опубликовали много произведений Леонида Глебова, Степана Руданского, Пантелеймона Кулиша, Олексы Стороженко, Якова Кухаренко, исторические труды Николая Костомарова, Пантелеймона Кулиша, Александра Лазаревского, Фаддея Рыльского, Павла Житецкого, Павла Якушкина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гетман Разумовский в Петербурге принципиально не переходил на русский
В разделе "Кобзарь" во всех 20 выпусках "Основы" в течение 1861-1862-х напечатали 70 ранее неизданных произведений Тараса Шевченко. Их иногда называют четвертым изданием "Кобзаря". В последнем выпуске впервые было напечатано "малороссийское действие Назар Стодоля". Тексты печатались кулешовкой с ударениями в многосложных словах.
С начала 1862-го "Основа" страдала из-за серьезные финансовые затруднения и недостаток подписчиков. Журнал был вынужден постоянно задерживать выпуск очередных номеров и закрылся.
"Украина пошла значительно дальше, чем достигает барский глаз "Основы", - написал в апреля 1862-го молодой писатель Александр Коныский.
В Петербурге 16 января 1861-го вышел "Букварь южнорусский". Его сделал и выдал за свой счет Тарас Шевченко. Предназначался для обучения взрослых украинцев родным языком в воскресных школах.
"Мысль есть за "Букварем" напечатать математику. Цены и величины такой же, как и "Букварь". За ней - этнографию и географию в 5 копеек. А историю, только нашу, может, вложу в 10 копеек", - делился планами Шевченко в письме к педагогу Михаилу Чалому 4 января 1861-го.
Комментарии