8 июля польский Сейм принял постановление относительно Волынской трагедии.
Сейм постановил 11 июля Днем памяти жертв "геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Речи Посполитой".За принятие резолюции проголосовали 60 сенаторов, 23 были против, 1 воздержался.
Постановление обусловило острую дискуссию . Против нее выступили представители оппозиции, утверждая, что она может привести к серьезным политическим последствиям. С инициативой, которая направлена на чествование памяти жертв Волынской трагедии и признания его геноцидом, выступает партия PiS ("Право и Справедливость")".
Данное постановление вызвало дискуссию не только среди политиков, но и в кругах интеллектуалов.
Виталий Скальский, кандидат исторических наук, сотрудник НАН Украины комментирует ситуацию: "Акт польского парламента является политикой. Такой же политикой является переименование проспекта в честь Бандеры. Практика показывает, что как только разговоры вокруг этих вопросов перестанут приносить политические дивиденды, тема исчезнет из широкого публичного дискурса и вернется в гетто интеллектуалов и историков. Политики найдут другую причину поболтать. А умные слова от умных людей как-то не слишком популярны в украинском обществе."
Елена Бетлий, кандидат исторических, глава могилянского Центра польских и европейских студий, считает:
"Перспективы исторического понимания всегда существуют. И я не считаю, что сейчас доходит до точки невозврата в отношениях между Украиной и Польшей. Наоборот, такая острая дискуссия может, наконец, изменить общее незнание Польши в Украине. Почему это незнание доминировало - это тема для отдельного разговора. Обсуждение отношения поляков к Волынской трагедии в Украине показывает, что во многих случаях украинцы не понимали, почему глорификация Бандеры и УПА вызывает такую негативную реакцию поляков. Не было понимания, что поляки это воспринимают как глорификацию причастных к этнической чистке поляков на Волыни людей. Отсутствие должного диалога этого года довело до упомянутого постановления Сената. Однако не надо забывать, что в 2013 году было подобное постановление, однако в несколько смягченном варианте."
Ирина Шелепова из Центра Восточноевропейских исследований Варшавского университета комментирует решение Сената: "Это лишь одно из многих неприятных событий за последние недели в польско-украинских отношениях. PiS ("Право и Справедливость"), балансируя между различными группами интересов, загнали себя в тупик. С одной стороны, жители Восточных Кресов требуют почтить память погибших родственников и признать события на Волыни геноцидом, как PiS и обещал во время предвыборной кампании. С другой стороны, власть не хочет брать ответственность за ухудшение отношений с Украиной, ведь, как постоянно подчеркивает, сильная и независимая Украина – это залог безопасности всей Европы. Антиукраинские настроения в Польше подогревала не мифическая рука России, а вполне реальные решения украинской власти. В частности, переименование Московского проспекта в честь Степана Бандеры. Это способствует закреплению стереотипа о господстве радикального национализма в украинском обществе."
Кшиштоф Нечипор, сотрудник фонда "Общая Европа" говорит, что трагедия, которая произошла 73 года назад, мешает утверждению приязненных отношений между обоими народами. "Главная причина - игнорирование как поляками, так и украинцами. Поляки, мифологизируя Вторую речь Посполитую, не задают себе вопрос, как жилось украинским гражданам, которые подверглись ассимиляции на Восточных Кресах. Ликвидировали украинские школы и православные святыни. Можно сказать, что поляки несут ответственность за украинский национализм? Безусловно, да. Оправдывает ли он преступления, совершенные украинскими националистами на Волыни? Абсолютно нет. Поляки имеют право на чествование той трагедии, но оно не может осуществляться, забывая о фактах, когда поляки никак не проявляли себя добрыми "хозяевами"."
Якуб Садовский, габилитований доктор истории Папского университета Иоанна Павла II в Кракове замечает, что изменение названия Московского проспекта не имело широкого резонанса в Польше в контексте признания Волынской трагедии геноцидом (если не сказать, что ни одного). Поляки жили Евро-2016, саммитом НАТО в Варшаве, а главное - летними отпусками.
"Трагедия на Волыни еще долго будет лежать тенью на польско-украинских отношениях, поскольку обеим сторонам еще далеко до понимания сторон. События 1943 года предстают преступлением, через призму которых поляки имеют соответствующее отношение к деятельности ОУН-УПА.
Поэтому, к сожалению, любые попытки украинской стороны упоминания Бандеры и УПА будут восприниматься частью поляков как антипольские выпады. Во-вторых, среди части украинского населения (особенно западноукраинского) сила легенд об УПА исключает возможность ведения диалога.
С польской стороны ситуацию не облегчает тот факт, что во время правления партии PiS ("Право и Справедливость") в среду общественного дискурса попали ультраправые и националистические упреки. Такие явления в Польше всегда присутствуют, но до сих пор остаются маргинальными. Не удивительно, что как в Польше, так и в Украине, голоса националистических кругов затрудняют эффективное примирение.
Впрочем, не следует забывать также и важный фактор - Россию. В условиях польской культуры угроза с российской стороны любого субъекта всегда интегрируется в общественное мнение с уверенностью в ней . Так было во время Майдана и начала войны на Донбассе.
О деятельности украинских радикальных сил 2014 года заинтересованные поляки могли узнать, в основном, из иностранных средств массовой информации. Поскольку основные польские каналы подчинялись исключительно логике противостояния Украина-Россия, где не было места на определения "нюансов" о внутриукраинской ситуации. Я думаю, что российская угроза быстро не исчезнет, а в польско-украинских отношениях Волынская трагедия никогда не выйдет на первый план."
Эльжбета Квечинска, аспирантка истории Европейского университета во Флоренции добавляет, что деятельность партии "Пис" в направлении признания Волынской резни геноцидом следует трактовать в контексте внутригосударственной политики, малоизвестной украинской общественной мысли.
"Через консервативные ячейки, связанные с "Пис", Волынская резня интерпретируется как кульминация польского мученичества в истории польско-украинских отношений, так же, как Катынь – в польско-российской истории. Это результат деятельности "кресовых" организаций, которые после 1989 года требовали такого же внимания со стороны польской власти, как и родственники погибших в Катыни. Зато польские интеллектуальные элиты, понимая сложность польско-украинской истории, избегали дискуссии на эту тему.
На сегодня среди польских ученых царит согласие, что на Волыни состоялся геноцид, который соответствует определению международного права. Зато польские либеральные ячейки во имя диалога с украинской стороной требуют употреблять в политических заявлениях менее категорическое формулировки как "этническая чистка" или "этническая чистка, что имеет признаки геноцида". Данный вопрос возвращается во время очередных годовщин Волынской резни, а также сообщений из Украины о строении памятников или переименование улиц в честь Бандеры или Шухевича.
Очерчивание Волынской резни "геноцидом" в парламентском заявлении, изданном по инициативе "Пис", не повлияет на политику Польши в отношении Украины. Неизменно от 1989 года в польских правящих элитах существует согласие относительно поддержки Украины в ее евроинтеграции и конфликте с Россией. В этих основополагающих вопросах Польша видит в Украине свое "альтер эго" двадцатилетней давности."
Напоминаем, что в 2013 году польская власть также пыталась лоббировать подобное постановление к 70-й годовщине Волынской трагедии. Тогда Сейм принял постановление о почтении памяти жертв Волынской трагедии. Впрочем, депутаты PiS требовали назвать 11 июля Днем памяти страданий кресов'ян.
Норман Дейвис, профессор истории Лондонского университета, тогда комментировал данное постановление 2013 года для ресурса Tok. Fm. Pl.:
"Нельзя допустить, чтобы одна сторона имела претензии, что она является единственной жертвой Волынской трагедии. Поляки были жертвами. Это была больше, чем трагедия - это были этнические чистки, целью которых был захват земель. Но помните, что в начале Второй мировой войны эти земли были многонациональные. Здесь жили поляки, украинцы и евреи. Каждый из этих этносов пережил ужасные вещи. Лишь одна сторона не может говорить о нанесенные обиды.
Весь этот шум, конечно, является лишним. На мой взгляд, необходимо смотреть на этот вопрос с разных точек зрения. Насилие, что происходило, имело место не только на Волыни, но и на Галичине, оно является частью более широкой проблемы.
Каждая этническая группа имеет определенных людей, которые хотят, чтобы они были признаны жертвами геноцида. Что такое геноцид? Кто его определяет? Это политические вопросы - это, в первую очередь, отбор жертв. Здесь нет невинных групп. Это был период ужаса и насилия, совершенные Третьим Рейхом и СССР. Каждый этнос был жертвой преследований. Однако говорить определение себя как единственной жертвы геноцида является политикой.
Украино-польские отношения были заморожены на весь советский период. Тогда официально действовало "братство, гармония и дружба между славянскими народами". Только сейчас мы должны разобраться с прошлыми бедами. "
Виолетта Тума