Несмотря на важную роль Владимира Винниченко в политической истории, и еще большее его значение в искусстве, в современной Украине о нем узнали относительно недавно. Об этом известный историк Станислав Кульчицкий рассказал на презентации книги Надежды Миронец "Владимир Винниченко: тайны любви. Хронология интимов".
"Когда-то я работал при коллегии журнала "Наука и общество". В тайном фонде его библиотеки был трехтомник Винниченко. Тогда я впервые прочел "Возрождение нации". Действительно, это очень субъективное произведение, потому что когда сравниваешь с другими мемуаристами, все же Винниченко был очень своеобразным человеком, художником. Мы начали в журнале публиковать "Возрождение нации" в номере за номером. И прекратили публикацию только тогда, когда Институт истории партии опубликовал этот трехтомник в репринтном виде большим тиражом. Винниченко стал в Украине известным только после этих публикаций", - сказал историк.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Петлюра и Грушевский изображенные на стенах церкви в Жовкве
По словам Кульчицкого, такое забвение отчасти связано с позицией самого Винниченко, который после революционных событий в Украине, будучи в эмиграции, не примкнул ни к одному лагерю в украинской диаспоре, а затем оставался один на один с жизненными проблемами. Поэтому даже в диаспоре его творчество и идеи начали вызывать интерес только после Второй мировой войны.
"Теперь мы знаем о Винниченко по переписке, особенно с Евгением Чикаленко, который любил его, как сына, - добавил Кульчицкий. - Честно говоря, когда начинаешь изучать профессионально фигуры наших руководителей, - Грушевский здесь все-таки стоит особняком - а Винниченко, Петлюра и все люди меньшего масштаба..., то очень жалеешь, что не было тогда в Украине такой фигуры, как Пилсудский или Маннергейм, ибо в таком тяжелом положении личность много значила. К сожалению, наши политические фигуры не сделали того, что могли сделать. Собственно говоря, они не могли сделать, исходя из своих личных качеств. Но Винниченко вызывает симпатию тем, что вся его жизнь была очень тяжелой. Он, находясь в эмиграции в Мужене, во Франции, обеспечивал себя и жену физическим трудом. В том райском уголке жилось ему тяжело, ведь он не примкнул ни к одному лагерю и никто не признавал его. Интерес к нему пробудился после войны".
Комментарии
8