"Голодомор не сломал" - национальные памятные мероприятия в этом году посвятят людям, которые смогли реализовать себя, несмотря на травму пережитого геноцида. Среди них - модель Евгения Сакевич-Даллас.
Gazeta.ua предлагает ознакомиться с историей женщины.
"Мать арестовали за сбор замерзших колосков. Пузатый энкаведист обвинил: "Ты собирала народное добро, воровала у государства". Ей официально предъявили обвинение в краже государственного имущества и приговорили к трем годам каторжных работ в Сибири. Она смотрела на меня так, будто уже никогда меня не увидит", - вспоминает о последних минутах рядом с родным человеком европейская и американская модель, украинка Евгения Сакевич-Даллас.
Она родилась на Николаевщине, в селе Каменная Балка. Своей точной даты рождения так никогда и не узнала. Сельский священник забыл сделать запись в метрической книге о рождении Евгении. После споров с братьями сошлась во мнении, что это был 1925 или 1926 год, в конце августа. Первый раздел собственных воспоминаний женщина начинает со слов: "Официально я не существую".
Евгения Сакевич растет в большой, богатой и очень слаженной веселой семье. Родители - Василий и Неонила Сакевич.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Голодомор в цифрах
Отца арестовывают посреди ночи зимой 1929-1930 года - "село превратилось в тюрьму". Впоследствии отпускают. В 1931-м снова арестовывают. Больше Евгения своего отца не увидит. Мама, Неонила Сакевич, должна содержать семью одна.
Когда отца арестовывают второй раз, из дома выгребают все - пищевые припасы, скот, забирают и само жилье. "Вооруженные винтовками агенты и милиция быстро вывели и решительно погнали всю скотину, кроме одной коровы. Я плакала и посмотрела вверх на мать. Мать не плакала. Тогда и я перестала". Брата Николая отправляют в детдом, чтобы он мог выжить.
Неонила Сакевич забирает маленькую Женю, и они вдвоем отправляются в городок Первомайск. Недалеко от него находилась их Каменная Балка. С собой прихватили и корову. У них нет денег, потому что все изъяли энкаведисты во время ареста. У них нет продуктов, кроме молока. Мать выменивает другую пищу на это молоко.
Здесь, в Первомайске, Женя впервые испытывает голод, видит людей, страдающих без пищи. "Урожай на самом деле был хороший, но комиссары и функционеры изъяли все зерно у людей. Начался Голод. Партийные агенты охраняли горы зерна, которое впоследствии в больших количествах сгнило". Мать и дочь спасаются тем, что ходят на колхозное поле уже после сбора на нем урожая. Неонила подбирает в фартук картофель и колоски. После одного из таких походов мать арестовывают. Евгению забирает замужняя старшая сестра Наталья. Позже Евгения напишет стихотворение, посвященное Неониле Сакевич:
"Забрали мене від тебе навіки,
Темрява покрила мої дні,
П'ять рочків було мені.
Тужу за тобою, бачу тебе лиш у сні".
Евгения четко помнит свое главное чувство в детстве - голод. "Мысли о еде влияли на мое мышление". Однажды она очень завидует мальчику, который сломал ногу. Он лежал на тротуаре, а сотрудница детского сада вышла и накормила его супом. Женя мечтает ,чтобы что-то подобное случилось с ней.
На фоне постоянного голода притупляются ощущения от первой смерти близкого человека. Умирает сестра Наталья. Девочку забирает брат Григорий. Они постоянно переезжают с места на место. С Женей происходит ужасный случай насилия. Один из владельцев квартиры насилует 11-летнюю девочку. Евгения не говорит брату о преступлении домовладельца. Она боится, что их выгонят.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Не мог даже смотреть на шелковицу, говорил: "В голод наелся "- Екатерина Степанкова об отце
После начала немецко-советской войны Евгения с Григорием проживают в Крыму. 31-летний брат, который заболел еще перед войной, умирает в 1942-м. Молодая девушка остается одна. Дальше - принудительные работы в Граце (Австрия), куда ее вывезли нацисты. Там Женя тяжено работает на военном заводе.
После освобождения, вспоминая пережитое, Евгения не возвращается в СССР, а вместе с подругой выбирает дорогу в Италию. Там ее ждет карьера модели. В Милане она работает со многими модельерами, которые отметили в девушке не только красивую внешность, но и очень грустные глаза. "Один сказал, что выгляжу на двадцать, но глаза, как у старой женщины. Тогда я настраивать себя, что должна выглядеть счастливой, как будто я никогда не испытывала страданий. Прошло время, и мои усилия принесли успех - я создала свой новый образ".
Здесь, в Италии, Евгения становится ведущей моделью, ее приглашают принять участие в фотосессии для одного из самых влиятельных международных журналов моды "Vogue".
Дальнейшая жизнь Евгении связана с Соединенными Штатами Америки, куда молодая женщина эмигрирует в 1951 году.
В 1980-х годах в США тема Голодомора в Украине начинает привлекать внимание. Евгения работает для того, чтобы в мире, в частности в США, больше узнали о Голодоморе 1932-1933-го. Она дает показания для комиссии Конгресса США по голоду в Украине. А в начале 1990-х выдает книгу воспоминаний "Одна женщина - пять жизней, пять стран".
В 2014 году Евгении Сакевич-Даллас не стало. Ее жизнь, продолжительностью почти в девяносто лет, полна разных красок. Она - женщина, о которой можем сказать: "Голодомор не сломал".
Комментарии
5