Сегодня 110 лет со дня рождения писателя
В конце 40-х годов прошлого века советский литературный критик Генрих Ленобль признался писательнице Марии Куприной-Иорданской:
- Роман "Как закалялась сталь" Николая Островского действительности писали семь человек. Авторский вариант был абсолютно "неудобочитаемым".
Официально считалось, что помогать молодому писателю взялись редактор журнала "Молодая Гвардия" Анна Караваева, писатели Марк Колосов и Александр Серафимович. Главной их задачей было сократить произведение Островского. Задачи они выполнили и перевыполнили: "Как закалялась сталь" начали печатать в апреле 1932 года, а закончили в октябре, потому, что на предварительно согласованный вариант книги не хватает бумаги. Последние разделы произведения просто выбросили. Тем не менее роман мгновенно стал настоящим бестселлером. Приключения фанатичного коммуниста Павки Корчагина стали настольной книгой советской молодежи, письма с отзывами шли тысячами. Роман переиздавался 41 раз. Несколько изданий было осуществлено за рубежом. Кинематографы совершили 5 экранизаций фильма - три советские, югославскую и китайский. В Поднебесной "Как закалялась сталь" до сих пор считается лучшей книгой всех времен и народов.
Советский актер Владимир Конкин прославился не ролью следователя Шарапова в фильме "Место встречи изменить нельзя", а именно ролью Корчагина. Последний советский вариант "Как закалялась сталь" был экранизирован в 1973 году. Снимали кино в Шепетовке. Местные бабушки до сих пор вспоминают, как в перерыве между съемками актер любил посещать танцы в Доме культуры.
Впрочем знатоки утверждали, что биография Николая Островского не содержала таких героических страниц, которые находим в его литературном прототипе Павке Корчагине. Некоторые украинские исследователи утверждают, что Островский не только не писал роман, но и не воевал с поляками в 1920 году и не прокладывал узкоколейки из Боярки в Киев в 1921-22 годах.
- На самом деле во время войны он работал официантом в буфете, лихо рубил не беляков, а дрова на складе, помогал кочегарить на электростанции, долго болел тифом, отчего даже с комсомола выбыл. Пока Красная армия вела свой победный поход, Островский отсиживался в более укромных местах, - пишет исследователь Петр Кралюк. - Не мог отличиться он и на "ударной комсомольской стройке" узкоколейки под Бояркой, поскольку железнодорожная колея между Киевом и Бояркой существовала еще с дореволюционных времен, а в 1920-1921 годах исправно функционировала.
Кралюк не ограничился биографией Островского:
- Колосов, Караваева и Серафимович написали роман "Как закалялась сталь" по-новому. Ибо то, что создал этот Остап Бендер от литературы, никуда не годилось. Это была тяжело читабельная писанина малограмотного человека. По крайней мере об этом свидетельствуют сохранившиеся автографы писателя. Островский не имел ни должного образования, ни опыта писательской работы.
Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда на Волыни. Его родители были совсем не бедными - держали шинок и чайную. Впоследствии через страсть отца к азартным играм семья обеднела и была вынуждена искать работу в Шепетовке. Николай пошел работать в 1914 году. Работал во второй половине дня, потому что в первой учился. Учителя отмечали уникальную память и любовь к Шевченко. Гипертрофированное чувство справедливости приводит его в 1918 году к большевикам. Парень искренне верит в их демагогию. Летом, когда не было обучения, Островский исчезал. Очевидцы утверждали, что он таки воевал в рядах Красной Армии.
Никита Шевченко, солдат бронепоезда "Красный боец", прикрывавший отступление Таращанской бригады из Шепетовки, вспоминал, что встретился с Островским под Новоград-Волынским. Узнав, что Николай окончил двухклассное училище, ему предлагают стать политбойцом - читать газеты и писать письма красноармейцам.
- Но скоро Островскому надоело воевать на бронепоезде, - пишет далее Шевченко, - захотел в кавалерию. Комиссар уговаривал, но Николай заявил: "Не отпустите - убегу". Мы пошли в Коростень на ремонт, а Николай - в бригаду Котовского, которая в то время проходила через эту местность. Он попал в разведывательный эскадрон Пузыревского".
Впрочем в бригаде Котовского парень прослужил недолго - его, как хорошего гармониста, переманили буденновцы.
Больше всего Николаю понравился буденновский остроконечный шлем, - вспоминал старшина 45 стрелковой дивизии Григорий Барский.
Однако Островский не воспринимал действительность так однозначно, как об этом впоследствии писал в своем романе. В 1922 году в несколько философском письме к москвичке Люси Беренфус написанном хорошим каллиграфическим почерком и без единой ошибки он пишет:
- Люси, не считайте меня за мальчика, который, ничего не делая, решил мечтать о воздушных замках и идеальной свободе, равенстве и братстве. Порыв того желания жить своей мечтой бросил меня в армию в 1920 году, и я скоро понял, что душить кого-то - не значит защищать свободу.
На польском фронте Николаю осколком разбило череп над правым глазом. Впоследствии глаз ослеп. Ранения вызвали прогресс давней болезни Бехтерева - постепенное окостенение суставов. В 18 лет Николай становится инвалидом. Двадцатилетним он возвращается в родную Шепетовку, где вступает в партию большевиков. Именно отпечатанная с многочисленными ошибками автобиография дает повод усомниться в грамотности будущего писателя. Однако биографию Островский не написал от руки. Ее печатала секретарша с его слов. Грамматические ошибки - на ее совести.
В 1926 году Николай женится на Раисе Мацюк. Между тем болезнь суставов прогрессирует. Островскому грозит полная неподвижность. Мысли о самоубийстве все чаще посещают его. Однако парень не сдается. С инвалида, который был обузой для окружающих, он решает стать полезным для общества человеком. Николай много читает, чтобы написать автобиографическую книгу. Существует версия, что первый вариант "Как закалялась сталь" был написано на украинском. Вот что вспоминал Юрий Смолич:
- Теперь все это зачеркнуто и забыто - как не было. "Как закалялась сталь" в первом черновике написано (когда Николай еще жил в Харькове) на украинском языке. Обратить на него внимание подсказал Григорий Петровский - через своего помощника, будущего писателя Ивана Кириленко. Через некоторое время рукопись первой редакции текста, - попала в руки писателя Ивана Микитенко. Он начисто забраковал написанное.
Между тем здоровье Островского ухудшается. Он слепнет окончательно, перестает ходить. Его не парализует - парализованы не чувствуют боли в теле. Николая боль мучает ежедневно. Он делает трафарет и пишет только с его помощью. Потом вообще только диктует. Первая рецензия на произведение на русском языке - убийственная. Журнал "Молодая гвардия" пишет, что выведены в романе типа - нереальны. Между тем друзья Островского настаивают на повторной рецензии. Тогда за дело берутся Караваева, Колосов и Серафимович.
Версия о полностью переписанном ними романе не находит подтверждения. "Густо переписанных Колосовым страниц" было всего три. Остальные - косметические правки.
- Если вспоминать, как меня учили и по моей рукописи рисовали, то это вспоминать не только, как я учился, но как дрался. Одно хорошо - книга моя, никто не долепливал своего, - вспоминал писатель.
В 1932 году после успеха романа в журнальном варианте вскоре вышла и книга. Однако литредактор Ревекка Шпунт вымарала описания природы и философские размышления. В том числе и знаменитое: "Жизнь дается человеку только раз и прожить ее надо так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы ..."
Островский восстановил "свой" вариант только после того, как к нему пришла всемирная слава. Ему покупают квартиру в Москве и строят дачу в Сочи. Французский писатель Андре Жид, путешествовавший Советским Союзом, пишет сокрушительную критику СССР. Однако лишь в одном месте останавливается - когда вспоминает Островского.
- Это святой, - говорит Андре.
Николай берется за вторую книгу - "Рожденные бурей". Успевает написать первую часть и умирает в 1936 году в возрасте 32 лет.
- Не пишите в моем некрологе, что "Островский мог еще жить", - завещает друзьям. Если бы я мог жить, я бы продолжал борьбу.
Комментарии
1