25 сентября 2015 года в Hali Stulecia польского Вроцлава, после десятилетий забвения и длительных реставрационных работ, состоялось торжественное открытие композиции уникальной пластической панорамы средневекового Львова – тщательно воссозданный результат 15-летнего титанического труда довоенного львовского архитектора и искусствоведа Януша Витвицкого.
Рассвет жанра панорамы в Европе пришёлся на вторую половину ХIХ века, когда в Берлине, Париже и Мюнхене даже появились специальные студии по их изготовлению и экспозиции.
Толчком к созданию панорамы Львова стала увиденная Витвицким в Париже коллекция макетов городских укреплений XVII -XVIII веков, созданная фортификатором Вобаном.
Родился будущий автор шедевра 10 сентября 1903 года во Львове в семье профессора гимназии Владислава Витвицкого. В молодые годы успел повоевать с большевиками (1920), был ранен. В 1926 году закончил архитектурный факультет "Львовской политехники", слушал курсы на гуманитарном факультете университета Яна Казимира по специальности "искусствоведение". По окончанию учёбы Витвицкий работал архитектором, в 1929 году выиграл конкурс проектов павильйона города Львов на промышленной выставке в Познани и увидел ту самую коллекцию макетов в Париже. Под впечатлением от увиденного Януш задумал создать грандиозный макет средневекового Львова…
Задача, представшая перед молодым энтузиастом, была не из лёгких. Несмотря на то, что старые городские планы были известны, историки, в основном, изучали лишь письменные источники. Витвицкому же, для реализации проекта, были необходимы прежде всего графические материалы. Ему потребовалось отдать несколько лет работе в архивах. Кроме этого, архитектор сумел объеденить десятки энтузиастов, основал "Общество создания макета древнегоЛьвова", издал буклет, получил от города частичное финансирование и мастерскую – сначала в "Политехнике", позже – на улице Армянской, 23, в так называемом доме "времён года".
В планах, макет Львова по состоянию на 1775 год, в масштабе 1:200 должен был иметь диаметр 15 метров. Для работы над ним был изготовлен макет меньших размеров в масштабе 1:500 с фортификациями, храмами, но без жилых домов.
Макеты изготовляли преимущественно из фанеры и картона. Крыши домов вырезали из медной бляхи, крыши церквей, элементы декора, модели скульптур – из свинца. Например, один только Доминиканский костёл был смонтирован из 1943 частей… Миниатюрную модель кареты львовских архиепископов отлили из серебра (она могла ехать!). Портреты Боимов на их часовне с потрясающей точностью воссоздали на площаде 8х8 мм каждый. Всего гений сконструировал 350 объектов в масштабе 1:200. Общая площадь панорамы - 4х3,6 метров. Панораму освещали электрическим светом.
К началу II Мировой войны, в сентябре 1939 года, был изготовлен только лишь рельеф средместья, к нему Витвицкий с помощниками успел изготовить макеты 52 общественных и культовых сооружений и 271 жилой дом.
Несмотря на трудности военного времени, ужасы оккупации, Витвицкий продолжал осуществление грандиозного проекта. Шестеро его сотрудников и мать погибли, самого учёного оккупанты неоднократно арестовывали, а ему удавалось добиваться финансирования работы над макетом и от большевиков и от нацистов!
После окончания войны Януш Витвицкий планировал выехать в Польшу, забрав макет с собой. За разрешениями он обращался в инстанции всех уровней, вплоть до первого секретаря ЦК КП(б)У Никиты Хрущёва. В 1946 году архитектор закончил работу над панорамой и получил долгожданное разрешение на выезд. 16 июля 1946 года Януш Витвицкий вышел из своей мастерской на Армянской в сопровождении трёх неизвестных. На следующий день его тело нашли неподалёку от львовского вокзала. Тайну гибели мастера так и не раскрыли. Похоронен Витвицкий на старинном Лычаковском кладбище Львова. Через две недели его вдова с детьми выехала в Варшаву.
Только в 1987 году панораму средневекового Львова, которая пылилась и потихоньку разворовывалась, семья автора сумела передать в музей Вроцлавской епархии. В наши дни завершена её окончательная реставрация и шедевр львовянина представлен всем желающим.
Комментарии