![Укрепление участка Полтвы на современном пр-те Свободы, непосредственно в зоне возведения Львовской Оперы. Фото конца XIX века](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/621/621960_1_w_570.jpg?v=0)
![Работы по укладке фундамента Львовской Оперы. Фото кон. XIX в.](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/621/621960_2_a_135_100.jpg?v=0)
![Разрез главного и бокового фасада Львовской Оперы на чертежах 1896 года](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/621/621960_3_a_135_100.jpg?v=0)
![Работы по укладке фундамента будущей Львовской Оперы. Фото кон. XIX в.](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/621/621960_4_a_135_100.jpg?v=0)
![Внутренняя перепланировка здания Оперы на чертежах 1896 года](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/621/621960_5_a_135_100.jpg?v=0)
Появлению Львовской Оперы предшествовал бурное социально-экономическое развитие Галичины и Львова конца XIX века. Именно в это время стала ощутимой потребность построения большого городского театра.
В 1895 году стартовал конкурс на лучший проект здания, в котором среди многих приняла участие фирма "Г.Гельмер и Ф.Фельнер", построившая более сорока театров в России и Австро-Венгрии, в Болгарии и Германии.
Среди известных конкурсантов участие в проекте принял также автор Краковского театра архитектор Я. Завейский.
Компетентное независимое жюри в Лейпциге единогласно признало лучшим проект выпускника Берлинской строительной академии, директора Львовской высшей художественно-промышленной школы Зигмунта Горголевского (1845-1903).
Победитель приятно удивил жюри выбором места для сооружения - центр города, хотя тот и тогда был плотно застроен. Архитектор смело предложил спрятать под землей реку Полтву, которая протекала в этом месте, а вместо фундамента применил - впервые в Европе - сплошную бетонную основу.
Устранение Полтви кардинально изменило облик центральной части города. Вместо грязного потока появились аллеи и скверы.
Краеугольный камень в фундамент театра был заложен в июне в 1897 года. Автор проекта сам руководил и земляными, и строительными, и споряджувальнимы работами, привлекая к ним лучшие львовские и зарубежные фирмы. Основная нагрузка легла на известную фирму инженера Ивана Левинского.
При возведении сооружения использовались преимущественно местные материалы. За рубежом изготовлялись: формы деталей из мрамора - в Вене; специальное полотно для росписей фойе - в Бельгии. Монтаж электрического освещения проводила австрийская фирма "Сименс-Гальске", механизацию сцены - польская фирма по ремонту вагонов из города Санок.
Грандиозное строительство длилось почти три года. Оно было осуществлено на средства городской управы, граждан Львова и окрестностей в виде добровольных взносов, меценатских пожертвований. Стоимость строительства составила 2,4 миллиона австрийских крон.
Комментарии