пятница, 15 декабря 2017 17:19

Харьковский правительство российскую агрессию списывал на гражданскую войну в Украине

 

17 декабря исполняется 100 лет от начала сопротивления большевистской агрессии в первой русско-украинской войне ХХ века. Правительство УНР вынужден был противостоять российской большевистской манипулятивной информационной и военной агрессии. Борьба с российской агрессией и пропагандой продолжается и сейчас, пишет сайт memory.gov.ua.

Большевики готовились к провозглашению войны в Украине. В ночь с 12 на 13 декабря, военно-революционный комитет осуществил неудачную попытку мятежа в Киеве, "красные" отряды были разоружены украинскими войсками.

Украинская Центральная Рада 17 декабря 1917-го получила телеграфом от петроградского Совнаркома за авторством Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Лева Троцкого ультиматум - "Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Центральной Раде". В этом документе содержались жесткие требования к украинскому правительству относительно отказа от попыток дезорганизации общего фронта; не пропускать без согласия Верховного главнокомандующего никаких войсковых частей, которые направлялись на Дон для поддержки восстания Алексея Калєдіна; содействие революционным – большевистским войскам в подавлении "контрреволюционного" кадетско-каледінського восстания; прекращение разоружения советских полков и красной гвардии "на Украине" и немедленного возвращения оружия тем, у кого она была отобрана.

Ультиматум Совнаркома рассматривался на заседании правительства – Генерального Секретариата украинского правительства. Министры расценили требования Совнаркома как грубое вмешательство во внутренние дела Украины и 18 декабря единогласно отвергли их. В ответ Совнарком постановил считать Центральную Раду в состоянии войны с Советской Россией.

Публицист Сергей Ефремов в статье "Каїнове дело", вышедшая 19 декабря 1917-го в "Новой Раде" возмущался фарисейством петроградского Совнаркома:

"Произошло новое Каїнове дело. Совет народных комиссаров, не довольствуясь партизанской домашней войной, что заливает кровью просторы государства российского, оповестила формальную войну Украинской Народной Республике. Иначе нельзя понять то чрезвычайно наглый и лживый ультиматум, что прислали народные комиссары правительству Украинской республики. Когда за 48 часов оно не сдастся на милость самодержавных комиссаров, последние будут считать Центральную Раду "в состоянии открытой войны против советской власти!", – согласие на фронте и предательство, война внутри государства – такая тактика неслыханного еще и небывалого, пожалуй, в мире "правительства!".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый Курултай принял Конституцию и государственную символику Крымской Народной Республики

Большевики не остановили своих попыток захватить всю Украину, но из-за фиаско в Киеве, они начали действовать более точечно. Большевистская фракция в полном составе переехала к контролируемого советскими войсками Харькова, где 24-25 декабря провела альтернативный Всеукраинский съезд советов. Участие в нем приняли 206 делегатов, представлявших всего 82 совета по 240, около трети от всех советов Украины. А уже 25 декабря этот съезд провозгласил Украину Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, признал ее федеративной частью советской России и силу декретов петроградского Совнаркома, избрал Центральный исполнительный комитет советов и Народный секретариат – марионеточное правительство. Петроградский Совнарком признал легитимность харьковского съезда и выразил готовность оказывать ему поддержку в борьбе с "буржуазной" Центральной Радой.

Харьковское правительство не имело реальной власти на украинской территории и все свои решения принимал с согласия Петрограда. Он был удобной ширмой для Совнаркома в Петрограде, который получил возможность любую агрессию российских большевиков списывать на внутренний конфликт между харьковским Народным секретариатом и киевской Центральной Радой, то есть трактовать как гражданскую войну в Украине.

26 декабря"красные" части, которые дислоцировались в Харькове и оттуда должны были отправляться на Дон, неожиданно напали на станцию Лозовая, а за два дня, 28 декабря, на город Чугуев, с этого началась "горячая фаза" первой российско-украинской войны. Войны, которая в исторической литературе получила название "рельсовая", ведь боевые действия происходили преимущественно вдоль железнодорожных путей и за узловые железнодорожные станции. Военные силы "красных" не превышали 7 тыс. бойцов, а Украинская Центральная Рада могла рассчитывать на поддержку около 3,5-4 тыс. воинов.

В течение января большевики, преодолевая сопротивление отдельных частей добровольческих батальонов, постепенно заняли большинство городов на Левобережной Украине и установили там свой контроль.

24-27 января развернулись ожесточенные бои за станцию Бахмач. 29 января произошел бой между украинскими войсками под командованием Аверкия Гончаренко (старшины и юноши 1-й Украинской военной школы, Помогает курень Сечевых Стрелков, отряд Вольного казачества) и русскими войсками под командованием Михаила Муравьева (1-я революционная армия Павла Егорова, 2-я Революционная армия Рейнгольда Берзина) возле станции Круты. Безвозвратные потери украинцев составили 70-100 воинов, а "красных" - около 300 человек погибшими. По завершении боя украинцы отступили к эшелонам и отправились в направлении Киева, уничтожили за собой колеи и мосты. Чем на несколько дней было остановлено движение агрессора, и это позволило украинской делегации в Бресте подписать мирный договор со странами Четвертного союза.

С середины февраля 1918 года началось контрнаступление Вооруженных Сил УНР вместе с союзными немецкими войсками. До апреля месяца Украина была полностью освобождена от "красных" войск.

Первая большевистская оккупация Украины завершилась. Тогда не дошло до полной аннексии ее земель большевистской Россией, и в ходе последующих вооруженных кампаний коммунистическая власть сполна продемонстрировала свой оккупационный характер. Политика военного красного террора сопровождалась массовым ограблением населения, ссылками в лагеря, "институтом ответчиков" и круговой порукой крестьянства, сожжением целых сел за неисполнение норм хлебозаготовок или сопротивление властям, террористическими методами управления на занятых землях. Впервые население богатой на черноземы Украины вынуждено было в мирное время пережить голод в 1921-1923 годах.

Исторические параллели: первая российско-украинская VS современная война на Донбассе

Первая российско-украинская война имела все признаки "гибридной войны". Петроградский Совнарком официально отрицал участие РСФСР в войне, ведя ее от имени харьковского Народного секретариата. На территории России происходило формирование вооруженных отрядов (первые эшелоны под командованием Ховріна и Сиверса прибыли в Харьков за неделю до провозглашения ультиматума), из-за "поребрика" поставлялось оружие и военное снаряжение. Военные действия против УНР сопровождались мощной "информационной войной", целью которой было посеять уныние и разочарование у украинцев, уничтожить их способность к сопротивлению. Российская пропаганда пыталась создать в украинском обществе образ "чужой войны". Мол рядовых граждан это не касается, нет войны между "братскими" русским и украинским народами, а происходит противостояние за власть между харьковским Народным секретариатом и "буржуазной" киевской Центральной Радой. И это часто действовало, многочисленные подразделения еще в старой русской армии, которые "украинизировались", были названы именами выдающихся украинских деятелей, украинских гетманов под влиянием российской пропаганды заявляли о своем "нейтралитете" или даже переходили на сторону русских.

Восстановление вооруженных сил "с нуля". Начало первой русско-украинской войны, как, впрочем, и события весны 2014 года неожиданно обнаружил, что Украинская Народная Республика не имеет в своем распоряжении войск, способных ее защитить. Более того, украинские политики не имели четкого видения относительно необходимости, путей созидания и формы собственных вооруженных сил: регулярная армия, народное ополчение или милицейские формирования. В частности, Владимир Винниченко и его соратники социалисты были убеждены, что до войны с русскими большевиками не дойдет, и не видели необходимости в создании регулярной армии. Следовательно, организацию украинского войска пришлось осуществлять "на ходу" в условиях войны. 16 января 1918 года Малая Рада приняла "Закон о создании народного войска". Ключевую роль в создании вооруженных сил УНР играл Генеральный секретарь военных дел Петлюра.

На защиту УНР стали добровольцы. Как и весной 2014 года, основной груз по защите Родины легла на плечи бойцов-добровольцев, собранных в таких частях: Гайдамацкий кош Слободской Украины, созданный по инициативе Симона Петлюры; 1-й курень Сечевых стрельцов под командованием Евгения Коновальца; вспомогательный курень Сечевых стрельцов, укомплектован добровольцами-воспитанниками высших и средних учебных заведений Киева – Киевского университета Св. Владимира, Украинского народного университета, 2-й Украинской имени Кирилло-Мефодиевского общества гимназии, конный имени кошевого атамана Костя Гордиенко полк, куреней Свободного казачества и тому подобное.

Большевистская власть преследовала все украинское. Российские оккупационные войска развернули террор против украинцев – основанием для расстрелов могла стать украинская речь или же документы, выданные украинскими органами власти. "Мы на практике знаем, что является завоевание Украины Совітською Россией. Мы пережили целую вакханалию уничтожения всех признаков украинской нации, топтание портретов Шевченко, расстрелов за украинское удостоверение и за украинский язык. Мы хорошо помним плакаты с надписью "Смерть буржуям и украинцам", мы знаем факты, как местные совдепи призвали к себе учителей украиноведения в средних школах и обвиняли их в том, что они преподают "контрреволюционную дисциплину", – писал журнал "Красное знамя" – орган украинских социалдемократов (левых) 14 февраля 1919 года. Писатель Валерьян Полищук весной 1918-го записал в дневнике: "Я был с большевиками, или лучше, за Советом украинских народных секретарей, потому что не знал, что они не украинские, а грабительские, борцы против всего украинского. Закрытие украинских газет, театров и т. др. – это меня очень возмутило, и теперь я возненавидел эту "красную гвардию", что не спрашивает кто ты, может, по соображениям большевик, а только украинский – сейчас расстреливает".

Лидеры российских большевиков рассматривали Украину как колонию, которая могла обеспечивать метрополию хлебом, сахаром, углем. Соответственно россияне пытались установить свой контроль над богатыми природными ресурсами регионами, в частности Донецким бассейном. Еще в начале июня 1917-го на общем собрании киевской организации большевиков один из их лидеров Георгий Пятаков отмечал: "Мы поддерживаем украинцев в их протестах против всяких циркулярных запретов правительства, как-то запрет украинского военного съезда. Но вообще украинцев поддерживать нам не приходится, потому что пролетариату движение этот не выгодный. Россия без украинской сахарной промышленности не может существовать, то же самое можно сказать про уголь, хлеб (черноземная полоса)". "Ради бога, используйте наиболее энергичных и революционных для отправки хлеба, хлеба, хлеба!!! Иначе Питер может скончаться. Специальные поезда и отряды. Ссыпания и уборки. Провожать поезда. Сообщать ежедневно. Ради бога!" – писал 15 января 1918-го в письме чрезвычайного комиссара СНК РСФСР в Украине Сєрґо Орджоникидзе и командующего Южной группировки советских войск Владимира Антонова-Овсеенко партийный вождь Владимир Ленин.

Сейчас вы читаете новость «Харьковский правительство российскую агрессию списывал на гражданскую войну в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть