среда, 14 октября 2015 12:15

"Гей-гу, гей-га" - действительно ли красно-черный флаг был официальным флагом ОУН
6

Большинство украинцев считает флаг из двух горизонтальных полос красного и черного цветов одинакового размера официальным флагом ОУН, в котором черный цвет символизирует украинскую землю, а красный - кровь борцов за свободу и независимость Украины.

Еще с древних времен красный и черный цвета были популярны среди украинцев. Часто они отображались в вышитой одежде, свадебных полотенцах, крашанках, писанках, глиняных кувшинах. Однако определенное идеологическое значения эти цвета получили благодаря украинским сечевым стрельцам во время Первой мировой войны. УСС вышивали свою одежду в этой цветовой гамме, а также пели песни о "красном и черном".

Автор: предоставлены Иванной Павлюк
   Обложка книги Николая Угрина-Безгрешного «Лыцари Зализнои Остроги». Рогатин, 1934
Обложка книги Николая Угрина-Безгрешного «Лыцари Зализнои Остроги». Рогатин, 1934

После боя в Потуторах из полка УСС  в живых осталось несколько десятков человек, которые переехали в тыл  в Розвадове и Коша в Песочной. Днем стрелки проходили обучение, а по вечерам были товарищеские сходки, на которых в ноябре 1916 года был основан "Орден Лыцарства Железной Остроги" (ЛЗО) как следствие "минорных настроений" сечевых стрельцов. Инициаторами создания Ордена были знаменитый Иван Цяпка-Скоропад и Лев Лепкий.

Поэт Роман Купчинский впоследствии писал, что это было не просто общество, а орден, который поставил цель "закалку характеров и воспитание товарищеской культуры". Члены этого ордена носили на мундирах отличие (кокарду) - черно-красную ленту с железной острогой. На собрании зал украшали красным с изображением черной остроги. Также большой комтур (руководитель) "Лыцарства Железной Остроги" носил черно-красную ленту ("ленту закон") через плечо и красную накидку (мантию) со знаками черных острог. Другие носили черные плащи с красными шпорами, вышитыми на левой стороне груди ("где источник живой крови для существования и любви, и для добродетелей, и для идей"). Официальные документы перевязывались черно-красной лентой.

Еще одно доказательство использования красно-черного флага украинских сечевых стрельцов приводится в посвященной Ивану Цяпци поэме "Скоропад", автором которой является Роман Купчинский:

Є й верхівець один між ними…

Вперед під'їхав… У руці

Щось, ніби прапор… Ради Бога!

Червоно-чорний… Що? "Острога"?!

Невже ж це лицарі, Стрільці!?

Дивіться ви!" Я подивився:

– "Так князю. Ти не помилився,

Червоний вдолі і вгорі.

Я навіть пізнаю здалека,

Що той їздець, то наш Лелека.

"Острога", князю. Лицарі!"

Далее в другой части поэмы Роман Купчинский объясняет значение цветов Ордена:

Окличник "Л.З.О." Ревуха,

Що як гукав – боліли вуха,

Узяв у ліву руку щит,

Залізний, на краях пригнутий,

Стрілецькими майстрами кутий,

Що мав, немов би серця вид.

Довкола мав краски Закону.

Це краску чорну і червону.

Червона: радість, ярий дух,

Готовість жертви і відвага.

А чорна: сталість, ум, повага

І слово сильне, як обух.

  Члены куреня «Лесные черти», Карпаты, 1920-е гг
Члены куреня «Лесные черти», Карпаты, 1920-е гг

Владимир Мороз в своей статье "Прапор червоно-чорний – це наше знамено... Яким був стяг УПА?" отмечает, что после окончания освободительной борьбы ЛЗО не восстановили своей деятельности, но их эстафету приняли пластуны. Поэтому, в 1927 году был создан курень старших пластунов "Орден Железной Остроги" (ОЗО), который принял как идеи стрелкового ЛЗО, так и традиции, в частности красно-черную символику и гимн. Еще раньше, в 1922 году, возник кружок "Лесные черти", который впоследствии оформился в многочисленный и наиболее действенный старшопластунський шалаш. Его красками (цветами символики) были черный, желтый (золотой) и красный. Собственно, флаг "Лесных чертей" известный из песни "Гей-гу, гей-га", написанной Тарасом-"чачей" Крушельницким, вероятно, в 1929 году:

Червоне – це кохання, а чорне – пекла дно…

Усі дівчата знають пекельні барви ці,

Забути їх не можуть… Чорти ми лісові!

Гей-гу, гей-га! Чорти ми лісові!

В частности, футболисты спортивного общества "Украина", сильнейшей украинской футбольной команда Галичины 1920-1930-х годов, имели красно-черный мундир и эмблему. Но вопрос заключается в другом: был красно-черный флаг официально закреплен собственно за ОУН? Попробуем привести различные версии и их обосновать.

По мнению историка Владимира Мороза, в 1920-1930-х годах ОУН и ее предшественница, Украинская Военная Организация (УВО), использовали в деятельности национальный флаг. В 1928 году, по случаю десятой годовщины Лыстопадового Чыну, националисты вывесили над собором св. Юра во Львове национальный флаг с буквами "УВО". Впоследствии произошло несколько процессов за вывешивание сине-желтых флагов с надписью "ОУН".

Появилась и переработанная версия песни "Гей-гу, гей-га", где упомянуто ОУН, лесные черти заменены на волков, а красно-черный флаг - в желто-голубой (сине-желтый):

Гей-гу, гей-га! Нам каже побідить.

Прапор блакитно-жовтий – це наше знамено

Блакитне наше небо і хвилі морських вод.

Тризуб Володимира в золоті жаготить

Пламенний меч Архангела – він завше побідить.

Гей-гу, гей-га! Він завше побідить.

Як впадеш у вовчу яму чи зловишся на дріт

На всі питання ката даєш один одвіт:

До ОУН належу, а вождем був Євген

І слава Україні лунає ген-ген-ген!

Гей-гу, гей-га! Лунає ген-ген-ген!

Наконец, в принятом в начале 1930-х гг. гимне ОУН упоминается о флаге националистов:

Доволі нам руїни і незгоди,

Не сміє брат на брата йти у бій!

Під синьо-жовтим прапором свободи

З'єднаєм весь великий нарід свій.

Краевой проводник ОУН Николай Климишин, принял специальную директиву для членов и сторонников организации. Это было сделано с одной целью - урегулировать использование национальной и организационной символики. В ней утверждалось, что цвета национального флага - синий (вверху) и желтый (внизу). Красно-черный флаг - это флаг ОУН.

Следует заметить, что организационный красно-черный флаг использовался не только в песнях, но и в реальной жизни. Прежде всего, во время различных празднеств. Так, по словам Владимира Мороза, летом-осенью 1941 года красно-черный флаг можно было увидеть во время массовой акции насыпания могил борцам за свободу Украины, различных массовых торжеств, например, праздника государственности в Ровно (27 июля), в честь Маркиана Шашкевича на Белой горе (24 августа), на Лысоне - горе стрелковой славы (31 августа) и праздника самостоятельности Украины.

  Член УВО и ОУН Николай Климчишин
Член УВО и ОУН Николай Климчишин

Примером использования красно-черной символики были похороны краевого проводника Волыни и Полесья Владимира Робитницкого. 28 августа 1941 года по улицам Львова прошел многотысячный траурный марш. По сообщению ОУН, гроб "по казацкому обычаю был покрыта, вместо китайки, флагом организации". Участники процессии несли 86 венков и "23 национальных и националистических флаги". Тот день вспоминает выдающийся член ОУН Николай Климишин: "Вот идет маленькая группка людей, а над ними украинский националистический флаг. Я его видел первый раз, но я узнал, потому что был на одном из заседаний Провода, когда на предложение Степана Ленкавского то флаг был принят как проект флага для решения второй Великого Сбора ОУН. Когда та группа людей сблизилась, я признал членов военного отдела. Флаг нос поручик Александр Кузьминский. Это были похороны Робитницкого - ведущего члена ОУН".

Красно-черный флаг бесспорно использовался членами ОУН, но как дополнение к национальному флагу. Нигде нет подтверждений тому, что революционный флаг поднимали вместо национального. Подтверждением этому будут воспоминания курсанта подстаршинской школы им. полковника "Коника" Дмитрия Грицька-"Цяпка" о Празднике героев 1946 у с. Воля-Володзька на Лемковщине: "24 мая 1946 поляну осветили факелы и начали сходиться сотни за сотнями и ставать четырехугольником. Вышла и наша сотня и стала впереди на возвышение. На мачтах развевались флаги - сине-желтые и революционные красно-черные, а на середине был портрет проводника ОУН Евгения Коновальца."

Но совсем другой версии придерживается историк, исследователь геральдики Андрей Гречило. Он считает, что красный и черный не является цветом Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии.

По его мнению, ОУН использовала синий флаг с золотистым националистическим трезубцем, где вместо среднего зуба был меч работы известного графика Роберта Лисовского. 1941 года, когда произошел раскол ОУН, бандеровское крыло, которое проводило сбор в Кракове, среди различных постановлений приняло, что вводит другой организационный флаг - он должен был быть красно-черным. Однако было решено, что для этого должна быть утверждено отдельное постановление. Но с началом войны бандеровское крыло попало в немилость к немцам и легальной возможности использовать этот флаг не было. Это дело не было доведено до конца.

  Историк-геральдист Андрей Гречило
Историк-геральдист Андрей Гречило

"До сохранилось немало графики и гравюр, агиток и листовок, на которых изображен флаг ОУН (б) в красно-черных цветах, но на них всегда присутствует эмблема. Многие оуновцы и УПА не знали о существовании красно-черного флага, потому что не воспринимали их бандеровскими цветами, а части ОУН, которая находились за пределами Украины, использовала треугольный красный флажок с черным крестом. Де-юре, красно-черный флаг никогда не был закреплен за ОУН", - считает Андрей Гречило.

Еще одним вероятным доказательством обманчивой трактовка революционного флага может служить то, что в 1964 году появляется песня "Два кольоры", которая становится популярной в советское время. Представим себе, что эта символика цветов все же связана с ОУН. Вероятно, автора слов этой песни Дмитрия Павлычко надо было бы мгновенно арестовать, а ее текст остался бы никому неизвестным.

Вы, конечно, видели картину Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", которую художник начал писать в 1880 году. Вы не обращали внимание, как в фоне над головами казаков художник скрыл на копьях желто-голубой и красно-черный флаги? Два традиционных, исторических украинских флаги.

  Илья Репин. Запорожці пишут письмо турецкому султану
Илья Репин. Запорожці пишут письмо турецкому султану

Исследователи творчества Ильи Репина и историки считают, что эту картину можно отнести к правдивым документов, ведь Репин всегда относился к своим картинам исторического содержания очень серьезно и сотрудничал со специалистами во время их создания.

Полотно Ильи Репина подробно исследовали искусствоведы, историки и филологи по указанию Александра III на предмет достоверности цветов знамен.

  Украинофил Ферд Корш
Украинофил Ферд Корш

Российский филолог, знаток древних памятников культуры Украины Федор Евгеньевич Корш предоставил императору свои результаты исследований:

"Знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веянь, а отображают извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси (Малороссии) еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска Запорожской вольницы согласно повелением Императрицы Екатерины Великой. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в Отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно - в ряде предметов материального искусства тех давних времен."

Удивительно, но Федор Корш не упоминает о красно-черные флаги. Возможно он и написал свои предположения на этот счет, но никакой информации мы не находим в официальных документах. Проверить это конечно возможно, но очень трудно, ведь оригинал этого письма хранится за пределами Украины.

Пантелеймон Василевский в материале "Под какими флагами смеялись"Запорожцы" Ильи Репина", приводит интересные факты, связанные с покупкой императором Александром II и у Репина его "Запорожцев" для собственного музея. Известно, что он купил картину, заплатив за нее художнику "умопомрачительные деньги" - 35 000 рублей серебром.

Но перед тем, как купить картину, царь приказал, министру императорского двора, чтобы тот через специалистов-историков проверил историческую и этнографическую достоверность всех вещей на картине, ее художественную ценность. Царь интересовался также "политическим содержанием" картины, случайно, в каких атрибутах нет скрытых иностранных влияний, а особенно - в цветах казацких флагов.

Сейчас вы читаете новость «"Гей-гу, гей-га" - действительно ли красно-черный флаг был официальным флагом ОУН». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть