Еще в 1979 году, в пик дружбы советских народов, издали три тома лекций, которые читал Феофан Прокопович в Киево-Могилянской академии в 1705–1707 годах, в переводе с латыни. Его возносят как "общее наследие восточных славян".
Автора анонсировали как первого из духовных чад Петра Могилы, который порвал со схоластическими методами учебы в Восточной Европе.
Начало жизни Феофана запутано так старательно, что поневоле подозреваешь – что-то там не то. Родился то ли в 1677, то ли в 1681, то ли в 1684 году. В июне – то ли 17, то ли 9-го. Настоящее имя или Елизар или Елисий. Прокопович – фамилия матери, а не отца. Так обычно записывали в метрике незаконнорожденных детей, отцы которых желали остаться неназванными. Фамилия отца, возможно, проскакивает только раз, в 1698 году, в ватиканском матрикуле юноши – "Церейский". Это значит — "сын чернокожего, мурина". В Киево-Печерском Патерике "муринами" называются бесы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В 20 лет Иван Мазепа был на приеме у французского короля
Близкие фатально быстро умирали: мать, за ней – благотворитель-дядя, ректор "школ киевских", которого звали Феофаном Прокоповичем. Существует версия, что сирота попал служить в семью своего отца. Мальчик проявил уникальные способности, стал первым учеником Киевской коллегии. В Могилянке он научился главного для будущей карьеры – искусства выживания, конкуренции и "линьке убеждений", как линяет шерсть у лисиц или волков.
Прокопович – фамилия матери, а не отца
Иван Мазепа стал гетманом в то время, когда маленький Елизар попадает в школу. Мазепинский подъем культурничества выбрасывает парня на европейское раздорожье. Однако через 19 лет он публично проклянет своего патрона-гетмана.
На Волыни Елизар становится Самийлом – переходит к греко-католикам и принимает первое из своих монашеских имен. Перемену вероисповедания современные исследователи объясняют так: "чтобы иметь возможность продолжать учебу в Риме". Елизар-Самийло сдает экзамены в ватиканскую Коллегию святого Атанасия. Через какое-то время от него начали требовать перейти в католичество. И Прокопович убегает домой. Очевидно, у него с самого начала был расчет: вытянуть из оппонентов максимум премудрости и использовать ее там, где будет удобнее. Как записано в заметках коллегиума в Риме, "чернец русинский сбежал... безо всякой на это причины с большим скандалом".
В Киеве он уже православный монах, и зовут его Феофан Прокопович, как его уважаемого дядю-ректора Могилянки. Племянник такого человека, да еще с таким же именем впоследствии не мог не стать ректором Академии.
Через 19 лет Прокопович публично проклянет Мазепу
Он хочет попасть в "номенклатуру" Петра, но не может. Произносит перед царем верноподданническую речь, когда тот явился разрушать старый Киев и ставить Печерскую крепость. А тот будто не заметил этого. Прокопович начал действовать через правую руку Петра – всесильного Меншикова. Но только после трех лет, после "орации" в честь Полтавской победы Петра над шведами, он попадает в царскую свиту и возглавляет Могилянку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как на самом деле выглядел Иван Мазепа?
Царь Московии ставил Петербург, заводил шведские порядки в стране и находился в полной эйфории два года после победы под Полтавой – до лета 1711 года.
Тогда он фактически попал в плен с царицей, двором и генералитетом. 150-тысячное турецкое войско наглухо окружило московитов в Волощине, возле нынешних Черновцов. Договориться о "бакшише" с великим визиром, об отдаче Польше Правобережной Украины, об игнорировании ультиматума близких Карла Шведского и гетмана Филиппа Орлика, смогли только полиглоты Шафиров (перелицованный из Шапиро) и Прокопович. Они и спасли "дело Петра" и всю будущую империю.
Кроме музыки и книг, его интересовали только взятки
За особенные услуги в 1716-м царь вызывает его в новую столицу. Там Прокопович закладывает законодательные основы имперской светской власти и фактически убивает власть духовную – патриаршество. Автор "Духовного регламента", памфлета "Правда воли монаршей", в которой оправдывает убийство Петром законного наследника своего сына Алексея, становится третьим человеком в "духовном ведомстве"– Священном Синоде. Он последовательно возводит на псы роль церкви – последнего препятствия самовластю Петра и перерастанию Московии в империю.
После смерти Петра Прокопович спасал царскую власть еще дважды – при крайне неуверенном начале царствования "кухарки Екатерины" (Екатерины І - Gazeta.ua) и когда была попытка ограничить власть Анны Иоанновны в 1730 году.
Его обвиняли в протестантизме, в том, что в быту высмеивает монашество и догматы церкви. Архиепископ Прокопович держал при себе светскую музыку и хотел, чтобы она звучала в церквях... Кроме музыки и книг, его интересовали только взятки. По свидетельству посланника Бассевича, больше всего Прокопович хватанул в начале царствования Екатерины Первой.
Он считается отцом российского классицизма в поэзии. Умирая, Прокопович сказал: "О, голова, голова, уму упившись, куда сия приклонишь?". По-видимому, это было не просто горе от ума – это было виденье ада.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Проблема формирования украинской нации не является особенной в европейском контексте
1681 (по другим данным – 1677, 1684), 17 (или 9) июня по новому стилю — родился в Киеве на Подоле в мещанской семье, светское имя — Елизар (или Елисий)
1689 – поступает в Киево-Могилянский коллегиум
Около 1697 — принимает греко-католическое монашество под именем Самийло
1697, осень — поступает в Коллегиум св. Атаназия в Ватикане, учится у иезуитов
1701, 28 октября — бежит из Рима
1702 — через Швейцарию возвращается в Украину, по дороге в Почаеве опять принимает православие, постриг в монахе
1704 — возвращается в Киев
1705 — преподаватель курса пиитики Киево-Могилянской академии. Пишет и ставит трагикомедию "Владимир"
1706 — преподаватель курса риторики
5 июня — произносит речь в присутствии Петра Первого в Киево-Печерском монастыре
1707–1709 — преподаватель курса философии
1709, июль — в присутствии Петра Первого произносит "Панегирикос" — похвальную речь в честь Полтавской битвы в Киевском Софийском соборе
1709, декабрь — в Братском монастыре обращается к Александру Меншикову за "протекцией"
1711 — сопровождает российского царя и семью в Прутском походе, провозглашает речь в Ясах (тогдашняя Молдова)
1716 — вызван в Санкт-Петербург
1718 — висвячений у Псковского епископа
1722 — становится членом Духовной коллегии, в том же году переименованной в Святейший Синод, издает "Правду Воли монаршей"
1725 — становится Новгородским архиепископом
1736, 8 сентября – умирает в Новгороде
Комментарии
7