Украинско-польское примирение возможно только тогда, когда будет взаимное покаяние за военные преступления, считает доктор исторических наук Иван Патриляк. О том почему украинское государство само виновато в усилении обвинений в преступлениях прошлого и какой выход из этого тупика он рассказал в интервью Gazeta.ua.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я не верю, что украинские крестьяне сами взяли топоры и пошли на польские села" - Гжегож Мотыка
"Этнические чистки с признаками геноцида" - так польский сейм определяет украинско-польское противостояние на Волыни в 1943 году. Насколько корректно такая формулировка?
- Определение "этнические чистки с признаками геноцида" - не соответствует юридическим нормам. Формулы, которыми оперирует польский политикум, не соответствуют никаким определением геноцида, существующим в международной практике. А фраза в постановлении сената, что поляки выступают за дружбу и примирение с украинским народом, но это возможно только после обоюдного осуждения преступления, является лукавой. Ведь если поляки осудят свои преступления, а украинцы - свои, то это будет действительно осуждением преступлений. Но если поляки будут осуждать только то, что сделали украинцы, - никакого примирения не будет. Потому что выглядит так: наши борцы совершили что-то неправильно, но сделали это во имя свободы, а ваши - преступники, а все положительное, что они делали, перечеркивается тем, что они убивали наших людей. Это не та формула, по которой можно идти на понимание. Должно быть взаимное покаяние за военные преступления. И польская сторона должна признать, что такие акты имели место и с ее стороны. Если же она это признает, это сразу отвергнет версию о геноциде, он не может быть с обеих сторон.
Украинцам также есть что забросить полякам ...
- Украинцы могут полякам забрасывать что угодно, хоть со времен средневековой оккупации украинских этнических территорий. Но проблема в том, что современное украинское государство само поставило себя в глупую ситуацию. Поляки не хотят признать преступления польских вооруженных формирований - например Армии краевой - против украинского гражданского населения, потому что в Польше эти формирования признаны борцами за свободу. В Украине же ОУН и УПА борцами за свободу официально не признаны. Поэтому поляки могут говорить что угодно - а как может отреагировать наше государство? Если наша власть на внутреннем уровне называет ОУН и УПА преступниками, то что теперь она может забрасывать польской стороне? Она сама себя поставила в такую ??ситуацию. Выход из нее - борцов за независимость признать борцами за независимость. А уже потом можно будет "защищаться" и забрасывать Польше, что ее претензии на западноукраинские земли были неправомерными, что польское правительство проводило несправедливую политику на этой территории в межвоенный период.
Почему польско-украинский конфликт так остро возник именно на Волыни, а не, скажем, Галичине, где процент польского населения был не меньше?
- Потому что Волынь входила в Райхскомисариат "Украина", а Галичина - в Генеральное губернаторство (так официально называлась оккупирована Польша. - Gazeta.ua). Это были разные виды оккупации. На Волыни она был гораздо жестче. В Галичине к концу 1943-го - начале 1944 года не было массовых повстанческих движений. На Волыни же все началось еще в 1942 году. Формируются польские и украинские вооруженные отряды, сюда начинают проникать и советские партизаны. Это было место борьбы различных повстанческо-партизанских группировок. В марте 1943 года украинская полиция восстала и дезертировала с немецкой службы. Немцы это восстание пытались подавить с помощью польской полиции. Ее использовали для уничтожения украинских сел. В мае 1943 года УПА обращалась к полякам: "Оставьте немецкий службу!". Предупреждали, что иначе будет хуже. Однако поляки не перестали помогать немцам. Тогда начались "чистки территорий".
В 2003 году, казалось, в деле Волынских событий якобы было достигнуто украинско-польское примирение? Почему в этом году позиция польской стороны так радикализировалась, такая агрессивная?
- Мне кажется, что люди в Польше, стабильно поддерживающие в напряженном состоянии проблему польско-украинских взаимоотношений 70-летней давности, имеют две цели. Первая - внутренне политическая, чтобы иметь постоянную поддержку так называемых "кресовяков" - выходцев из бывшей восточной Польши, которая после войны отошла к Украине и Беларуси. Эти круги очень активные, кажется, что они черпают свою активность за счет значительной финансовой поддержки, в том числе и из России. Она заинтересована в том, чтобы отношения между Украиной и Польшей не налаживались.
Второй нюанс - сложные процессы, которые сейчас происходят в Европе, усиление экономического и политического влияния Германии. Ежегодно она откровенно начинает снимать с себя чувство вины за преступления нацизма. Это в конце концов может в перспективе привести к тому, что Германия поставит вопрос о пересмотре границ с Польшей. Очевидно, что поляки, опасаясь этого, резервируют себе место на Востоке. Грубо говоря, если поляки убедят весь мир в том, что украинцы сделали им геноцид на современных западноукраинских землях, то это означает, что эти земли неправомерно принадлежат Украине, потому что поляки оттуда насильно вытеснены. Итак, Польша может себе подготовить возвращение этих земель себе. Мне хотелось бы ошибаться, но это могут быть геополитические расчеты на многие десятки лет вперед.
Комментарии
40