Львов, 19 ноября 1938, "Малиновый зал" Дома Украинский кооперации, который почти полностью заполненый представителями большинства львовских украинских журналов. После приветствия Ивана Филипповича, директора Ревизионного союза украинских кооператив, показ начинается. Полная тишина. Перед глазами зрителей возникают сцены из жизни украинского села, удачно вплетены в сюжет картины обычаи и быт крестьян, живописные пейзажи Городенщины. Два часа - как один миг. Так начался успех первой украинской "полнометражной" игровой ленты в Галичине под названием "К добру и красоте". Сообщает "Фотографии Старого Льва".
Съемки фильма начались 1936 года и осуществлялись мерами и средствами Ревизионного союза украинских кооператив при помощи Украинских кооперативных центров ( "Центросоюз", "Маслосоюз", "Центробанк", "Народная Торговля"). Сценарий написали Роман Купчинский и Василий Софроний-Левицкий, картина имела целью пропагандировать украинский кооперативное движение, но не в "сухой репортажевий форме, а вместе с бытовой фабулой и с этнографической подрисовки".
Это история о молодом человеке из богатой семьи, вся жизнь которого была наполнена развлечениями и весельем, однако волею случая был ограблен и избит батярами и попал в дом исправника кооператива. Под влиянием его дочери и ради искренних чувств парень берется за ум, интересуется проблемами украинской кооперации, читает книги и морально "перерождается". Действие фильма происходит над Днестром, на фоне покутских традиций и обрядов.
Режиссером и оператором "К добру и красоте" был Юлиан Дорош, известный в Галичине фотограф и кинолюбитель. Отдельные фрагменты фильма были выполнены новейшей на то время цветной техникой. Сцены под открытым небом снимались в Семеновке Городенского уезда, а сцены в доме - в Копычинцах, где было электричество. Приходилось выезжать туда со всей техникой, однако небольшой бюджет ограничивал количество выездов и приходилось некоторые сцены снимать с первого раза. Ю. Дорош был настоящим отчаянным, взявшись за "накручивания" фильма с бюджетом около 10 тысяч злотых, - в то время польские ленты посредственной стоимости стоили 150 тысяч злотых.
В главных ролях Романа и Марии - молодой талантливый солист Львовского оперного театра Андрей Полищук и участница любительского коллектива Маша Сафиян. В эпизодах выступала также студентка Высшего музыкального института им. Лысенко Оксана Радзивил. Остальные роли играли крестьяне родного села Ю. Дорош - Семеновки. Съемочная группа жила в доме родителей оператора-режиссера. Гонорар за день съемок составил всего пять злотых. Как вспоминал А. Полищук, приходилось "даже зимой в мороз и метель лежать и валяться на поле в снегу, в одной рубашке, пока не были сделаны нужные кадры к фильму".
И хотя фильм был немым, без синхронизированного музыкального сопровождения, он имел большой успех на территории Галичины (в кассах не было даже билетов для всех желающих) Только за декабрь 1938 состоялось 26 показов в городах и городках Галичины и пересмотрело 5320 человек. Интересный факт, что на его демонстрацию крестьяне приезжали фирмами издалека, даже за 20-25 км, а то и пешком добирался.
Украинская пресса очень тепло восприняла появление этой ленты и, за исключением некоторых технических моментов, оценила ее как "дорогостоящих краеведческую фильма", высокая идея которой "наполняет зрителя верой в светлое будущее нашей нации". Особенно была отмечена режиссерская и операторская работа. Даже придирчивые комментарии польской прессы не смогли испортить общего впечатления от фильма. "Действительно пожалуй ни один театр, ни одна фильма с лучшей аппаратурой не творили со зрителями нечто одно, неразрывное, как наш первый фильм", - суммировал "Хозяйственно-Кооперативный Журнал".




















Комментарии