70 лет назад советские партизаны в селе Деревок Любешевского района Украины устроили кровавое побоище на праздник святого Ильи. Об этом пишет газета "Волынь".
Но об этой страшной трагедии в советские времена даже не вспоминали, говорить в слух об этом было запрещено. Хотя тогда еще оставалось немало очевидцев, которые могли бы рассказать, как советские "народные мстители" в августе 1943 года совершили глумление над живыми и мертвыми и замучили 18 украинских крестьян.
Старшие люди давно предлагали объявить 2 августа в Деревке днем траура и памяти.
О "героическом" нападении на эту украинскую деревню нет и упоминаний в воспоминаниях советского партизанского командира, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора Алексея Фёдорова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Это не та формула, по которой можно идти на понимание" - историк про Волынь-1943
Впервые правду об этом обнародовал в 1996 году местный учитель Николай Терещук во время празднования 450-летия Деревка. На месте казни советскими воинами-освободителями украинских крестьян установили крест.
КОСТЬ ГАРБАРЧУК: От УВИДЕННОГО НЕВЕСТА ОБЕЗУМЕЛА.
Исследователь тщательно записал свидетельства очевидцев. Николай Терещук пытался дать ответ, почему так произошло...
"Чтобы понять причины, нужно вернуться немного в историю, - начинает свой рассказ на месте трагедии пан Николай. - До начала Второй мировой войны в Деревке была шестилетняя школа. Большинство крестьян получили образование, дети учились даже в Любешовской гимназии. Поскольку люди были грамотные, то при Польше в селе действовали националистические и коммунистические ячейки, но особых конфликтов между ними не возникало. Уже в годы немецкой оккупации более 30 юношей и девушек пошли в УПА и только шесть - в "красную партизанку". И с тех пор начались тревожные ночи для жителей Деревка.
Особенно ситуация обострилась, когда на Волынь перебазировалось советское партизанское соединение Алексея Фёдорова. Полесские крестьяне из окрестных сёл сразу на себе почувствовали "непомерные аппетиты" "народных мстителей". Несколько тысяч вооруженных мужчин ежедневно хотели есть. А где же было брать продукты? Только конфисковывать в сёлах, которые поддерживали, по советской пропагандистской терминологии, "украинских буржуазных националистов".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Вероятной причиной конфликта на Волыни были советские партизаны" - историк
Николай Терещук, убежден, что 2 августа - православный праздник пророка Ильи - советские каратели для своей акции выбрали не случайно: все люди должны быть дома, поэтому никто не мог избежать расплаты за поддержку украинского национального подполья. Советские партизаны окружили село со стороны Камня-Каширского еще до рассвета. Когда в Деревке разнесся слух о советской облаве - убежать не мог уже никто. Только отдельные смельчаки бросились к спасительному лесу, но их настигали советские пули. Так погиб знаменитый украинский художник Андрий Кудлюк, которого приглашали на реставрацию Любешевского костёла - архитектурного памятника 18 века. В Деревке сохранилось несколько работ самобытного мастера, одна из них есть в школьном музее. Во время побега убили и народного учителя Иосифа Свища. Он работал в Ратно, жил на хуторе. Услышав стрельбу, стал бежать в лес, но советская пуля настигла его. Затем тело еще и подожгли. Иосиф Свищ имел в селе невесту Настю. Когда девушка увидела своего любимого мёртвым, то сошла с ума - обезумела. Она еще долго прожила после войны, но разум к ней так и не вернулся.
ЛЮДЕЙ ЗАБИВАЛИ НАСМЕРТЬ ПАЛКАМИ
Еще и солнце не взошло, а над Деревком поднялся детский плач и крик. Окружив село, советские партизаны разошлись по домам грабить имущество и арестовывать украинских крестьян. Людей, правда, брали не всех, только тех, кого подозревали в связях с подпольем УПА. Кто-то же составлял эти списки. Всех арестованных сгоняли к сельскоЙ площади и держали под охраной во дворе Ефима Мандзыка.
Это место в селе называют плац, - рассказывает непосредственный свидетель тех событий 88-летний Степан Ефимович Мандзык. На его глазах тогда разыгралась страшная трагедия. - Накануне мы всей семьёй сгребали сено возле Припяти. Домой вернулись поздно вечером и сразу легли спать в сарае. Еще до восхода солнца все проснулись от взрыва гранаты, а затем со всех сторон поднялась безумная стрельба. Увидев, что в селе творится что-то неладное, мы вместе с соседями спрятались в небольшом схроне, который еще раньше выкопали в саду. А тем временем советские партизаны сгоняли к нашему двору людей, где их держали под охраной. Какой-то мужчина бросился бежать и побежал через наш сад. За ним погнались советские конвоиры. Один из них наступил на замаскированный лаз и провалился ногой в наше укрытие. Таким образом большевики нас разоблачили и присоединили к группе односельчан во дворе. Через некоторое время приехал верхом Силантий Пархомчук, командовавший тем советским отрядом. Он с Пневно. Я его хорошо знал еще до войны, ибо вместе работали в лесу. Силантий дружил с моим старшим братом и неоднократно бывал в Деревке и у нас дома. Он узнал среди арестантов моего отца и меня и приказал партизанам нас отпустить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В боеприпасе времен Второй мировой нашли листовку
Таким образом чудом удалось избежать советской расправы над нами. Дальнейшие события я наблюдал с домашнего окна, выходившего на площадь. Когда начались пытки, наша мама только посмотрела - и сразу же потеряла сознание. Её вынесли на улицу, отливали водой. По списку обречённых выводили на плац и там пытали. Советские каратели становились в круг три-четыре, били человека кольями и прикладами. Когда жертва падала, её обкладывали соломой и поджигали. Это всё я видел собственными глазами!
Степан Мандзык убеждён, что советские банды эти зверства совершали, чтобы полесские крестьяне боялись идти в УПА и бороться за освобожденеи Украины от советской оккупации.
"Приехали, набросились на беззащитных людей, разграбили всё наше село. Вот так Фёдоров боролся с "немецкими оккупантами". Кого интересует правда, пусть приедут ко мне и я им расскажу. Там, за Стоходом, мемориал построили и кланяются ему. А те советские ребята такое здесь творили! Они называли себя "народными мстителями". Но они с нашим народом воевали!" - говорит Степан Ефимович.
"У ОТЦА КРОВЬ ЗАПЕКЛАСЬ НА ГРУДИ"
В том кровавом побоище погиб отец Нины Андрусик Иона Шостак и дед Иван Шостак. Их замучили только за то, что младший брат отца Дмитрия был в УПА.
"Советские партизаны приехали к нам еще до рассвета и стали сгонять мужчин на плац, - вспоминает 82-летняя женщина. - У них были списки и они знали, кого забирать. Дед Иван погнал скот, но его остановили. Отец был дома. Пришли и сразу: "Давай, сукин сын, лошадь!". Папа запряг им лошадь, вывели двух коров и выносили все, что видели. Ещё пригрозили сжечь дом. Отец только сокрушался: "Что же я без коня буду делать, как раз жатва". Нас, троих детей и мать, быстро спрятал в яме, где закапывал на зиму картофель, и накрыл соломой. Сам остался на улице: "Когда будут жечь, то может попрошу, чтобы не трогали".
Из своего укрытия мы увидели, как четверо советских партизан повели отца на плац. От ужаса мы онемели, а мама до смерти не могла себе простить и каялась, что тогда не вылезли все из той ямки и не стали умолять партизан, чтобы отпустили нашего отца. Может, если бы упали перед ними на колени, то сжалились бы над нами. А нет, так пусть бы всех убивали. Дом они не тронули, очень их отец просил. Уже рассвело, но еще слышим - стрельба, плач, крики. Когда немного утихло, вылезли из той ямы, вдруг соседка Фрозина кричит матери: "Олэна, что здесь ходишь? Там на плацу твой Иона с отцом убитые лежат!". Мы все бегом бросились туда. Отец мёртв, кровь запеклась у него на груди. На его колени дед Иван склонился, ему выстрелили в голову, аж вырвало затылок. Привезли мы их в дом, а нарядить не имели во что. Те советские палачи забрали все до последней тряпки. Что-то немного люди принесли. Тетя Юля, мамина сестра, жила на хуторе. Я побежала к ней, и она какую-то одежду дала. Портянками ноги замотали, чтобы босые не были. Теперь, если кто-то в селе умрёт, я кладу в гроб к покойнику тапочки и прошу: "Передайте моему отцу, он же там босой ходит", - Нина Йоновна вытирает слёзы. - Не успел даже пожить, было только 32 года...
В тот же день в Деревке хоронили 18 убитых советскими партизанами украинских мужчин. Подводы с покойниками растянулись длинной вереницей через всю деревню. Едва на кладбище прикидывали гроб землей, как снова началась стрельба. Кто-то сказал: "Красные партизаны возвращаются! И теперь побьют еще родственников". Поэтому после похорон люди боялись возвращаться в деревню.
Последствия советской карательной операции федоровцев: десятки повозок с нехитрым крестьянским добром и скотом отправили в штаб советских партизан. Еще долго потом жители с Деревка узнавали свою одежду - на советских партизанах.
"НАПИЛИСЬ КАК СУКИНЫ СЫНЫ..."
О таких "подвигах" в своих мемуарах советские "народные мстители" не вспоминают. Но несколько лет назад вышла книга "Красные партизаны Украины. 1941-1944 гг.". В сборнике документов опубликованы выдержки дневника Григория Балицкого - командира советского партизанского отряда имени Сталина, орудовавшего в Украине и входившего в черниговско-Волынское соединение Алексея Фёдорова. Запись датирована 2 октября 1943 года: "Поздно вечером возвратилась первая рота с хозяйственной операции, которая производилась в селе Омельно. Из операции привезено пудов 80 муки, 50 голов крупного рогатого скота и более 150 штук овец. Нужно сказать, что старшина батальона тов. Ковеза и старшина 2-й роты Арендаренко напились, как сукины сыны, и шухарилы, как не следует делать партизанам".
Герой Советского Союза Балицкий в своем дневнике не объясняет, откуда брались весь этот скот и овцы. Грабёж беззащитных крестьян партизанами отряда имени Сталина он называет "хозяйственной операцией". Возможно, в селе Омельное Киверцовского района кто-то еще помнит об этом случае после 70-летнего молчания и жизни в постоянном страхе...
Список замученных жителей села Деревок:
Ульян Любежанин, Иван Шостак, Иона Шостак, Йосип Свищ, Андрий Свищ, Дмитро Климчук, Андрий Герецем, Петро Березюк, Павело Кудлюк, Иван Якимчик, Григорий Кудлюк, Андрий Кудлюк, Панас Поремчук, Андрий Герецем, Петро Березюк, Дмитро Турчин, Евсей Кравчик , Микола Пасыч.
Комментарии
29