23 января в книжном магазине "Є" презентовали исследование львовского журналиста Олега Стецишина "Ландкснехты Галицкой армии". В книге говорится об офицерах-неукраинцах ("наемниках"), которые служили в Украинской Галицкой армии в 1918-20 годах. Автор рассказал, что вспоминает "о 629 офицерах (всего в УГА было примерно 6 тысяч офицеров), то есть это почти каждый десятый или девятый. Примерно 60 из них - выходцы из российской армии, возможно 250 - евреи, остальные - так называемые "немцы". Это были австрийцы, судетские немцы, галицкие и буковинские немцы и другие, чехи и хорваты в том числе". По мнению автора, реальное соотношение было немного меньше - может быть, каждый седьмой-восьмой.
Историк Патриляк Иван поделился своими впечатлениями от прочитанного: "Когда впервые взял книгу в руки, то не думал, что там будет что-то интересное. Но когда читал ее, то вынужден был изменить свое мнение. В книге собран действительно довольно интересный и разнообразный материал. Автор рассказывает не только об участии австрийцев, венгров, чехов, хорватов, русских, и даже поляков в деятельности украинской армии. Он так же представляет чрезвычайно интересные и информативные документы в отдельном приложении, биографии людей, отдельные истории офицеров Галицкой армии".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве презентовали книгу о победе и смерти УПА
Иван Патриляк также отметил такой позитив книги как "краткий обзор о деятельности иностранцев в армии главного противника УГА - польской армии: читатель имеет возможность сравнить, кому больше помогали, кто пользовался большей иностранной поддержкой в ??этой войне".
Олег Стецишин посвятил книгу своему дедушке: "Порой приходит такой период, когда человеку интересно узнать, что было с его предками, с ее дедушками и прадедами. У нас дома когда-то была одна очень хорошая фотография деда. Говорили - из австрийской армии. Ну, а как потом уже узнал, это была не австрийская форма, а армии УНР - на ней фуражка, две буквы "С" на петлицах и командирская сумка. А тогда это меня заставило узнать, что же это было, потому что ничего не знал и о корпусе Сечевых Стрельцов. Эти поиски привели меня на украинский военно-исторический форум, где собираются как профессиональные историки, так и не профессиональные - такие как я. Я подал туда фотографию и ребята начали мне объяснять, где мог бы мой дед служить. Кроме того мне как львовянину были интересны "Вторые освободительное движение" - УПА, дивизия "Галичина". Эти люди ходили по улицам и я мог их видеть. Это была история, к которой ты мог прикоснуться. Тогда как "Первые освободительное движение" были чем-то таким как война с Наполеоном - что-то очень далекое. Так на форуме, начал интересоваться другими темами, иными историческими событиями, которые обсуждались и втянулся в "Первое освободительное движение".
Фотоиллюстрации книги - одна из крупнейших ее ценностей. Автор собирал их из частных коллекций по всему миру: "Однажды набрался смелости и написал электронное письмо в несколько диаспорных изданий в Америке, Канаде, чтобы люди поделились фотографиями на такую-то тему. Это было напечатано только один раз. И мне в ответ пришло порядком два десятка писем".
Историкам Ярославу Тимченко и Андрею Руккасу книга тоже понравилась. Андрей Руккас: "Начинал читать книгу с середины, с того, что больше всего интересовало. Стало видно, что человек пишет профессионально, увлекательно и интересно. И я стал читать эти разделы уже методично". Ярослав Тимченко также открыл перед собравшимися письмо с только что полученным фото (приобретенное на е-bay) из Румынии, сделанное во Львове 7 декабря 1917 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Немцы до сих пор не знают, что живут в бывших казармах для украинцев
Историки также обратились к вопросу наемничества в 20 веке. В частности, по мнению Андрея Руккаса "наемничество - это очень ценная вещь. И наемникам нужно платить значительно больше, чем платят кадровым офицерам собственного войска. И Западно-Украинская республика не могла позволить себе классического наемничества в таком виде, как во время межэтнической войны на территории Югославии в конце 20 века. То есть они не были наемниками в современном понимании. Многие были в определенном смысле романтиками военного дела. Также под термин "наемничество" видимо не подходят галицкие евреи, ведь они были местными жителями и на них распространялось гражданство ЗУНР".
Увлекшись историей, Олег Стецишин все же узнал подробно и о судьбе своего дедушки: "Я специально написал письмо в Австрийский военный архив и они мне честно ответили, где он воевал, когда болел, в каком госпитале лежал. Затем он служил в Италии. В конце 1918 году вернулся домой, был в Киеве, затем в Сечевых Стрельцах". В 1920 году вернулся домой, женился, и через несколько месяцев его взяли в концлагерь.
Комментарии
13